Самодельный вездеход из ваза. Вездеход из старенькой ВАЗ2106 и УАЗ469

Все началось с того что отправили старенькую "Шестерку" в деревню, куда переехали жить родители. В общем для помощи по хозяйству. Машина уже старая была, служила нам верой и правдой больше 20-ти лет. Но в деревне на заднем приводе далеко не уедешь, нужно было чтото более проходимое, чтобы и дров привезти, и если надо то и огород вспахать, в общем рабочий трактор. Но вместо трактора придумали переделать "шестерку", нашли в соседней деревне сгнивший УАЗик н на ходу и за 9т.руб забрали раму с мотором, а полусгнивший кузов оставили, с этого и началось строительство, и получилось вот что.

Кроме Покупки старого УАЗика без кузова во время постройки еще пришлось тратится на всякую мелочевку. Тратились на рабочие цилиндры, колодки, тормозные трубки, шкворня, крестовины, радиатор, электро проводку и еще много разной мелочи. Вездеход строился около месяца, строил Отец по вечерам, а в выходные уже вместе. Инструменты обычные болгарка, сварка, ключи и вот что начали творить. Ниже на фото та самая УАЗовская рама.

>

Наша старенькая "шестерка", еще до переделки

>

Фотографий особо не делали во время строительства, не думали что там что-то интересное и новое может быть

>

>

Сделали гидравлику и нож для чистки снега.

>

Вот он наш вездеход

>

Так-же к нему сделали телегу чтобы дрова возить, пробовали пахать на нем. Ездим в соседнюю деревню купаться на водоем. Все удивляются нашей конструкции, интересуются что и как, в нашей местности такой техники не увидишь.

Для жителей Урала, Сибири, Севера, Дальнего Востока (то есть большей части территории страны) потребность в такой машине, как вездеход, - просто жизненная необходимость. Причин тому много: хороших дорог мало, местность-пересеченная, зимой чуть ли не полгода - глубокий снег, а в межсезонье и даже летом - распутица. Обзавестись машиной, не боящейся бездорожья, всегда хотел и я. Конечно, фирменный внедорожник, например, «Нива» на пневматиках (с ними эта машина уже вдвое дороже обычной) - мне не по карману. Однако (вероятно от максимализма моего характера) и самодельное вездеходное транспортное средство (из тех, что часто собирают энтузиасты своими руками), которое и машиной-то назвать трудно, меня тоже не устраивало: хотелось иметь нечто большее.

Идея необычной конструкции машины родилась довольно неожиданно: увидел на улице стоявший автомобиль «Жигули» с прислоненным к нему колесом от ремонтируемого рядом ГАЗ-66.

Именно подобные колеса могли обеспечить качества, за счет которых легко добиться высокой проходимости машины: малое удельное давление на грунт, надежное с ним сцепление шин, большой дорожный просвет. Ну а приемлемый комфорт давали бы кузов легкового автомобиля и его салон.

К тому же обе части замысла были вполне реализуемы, поскольку не связаны с каким-либо дефицитом. Ведь с каждым днем появляется все больше старых легковых автомобилей, от которых хозяева готовы отказаться и недорого продать. А в умелых руках машины могут обрести вторую жизнь: восстановить любой отечественный автомобиль практически из металлолома по плечу многим самодельщикам - для них это только вопрос времени и средств на запасные части.

Для меня же создание вездехода явилось еще и проверкой собственных инженерных и конструкторских навыков. После соответствующего анализа (и взвесив реальные возможности) решил, что наиболее подходящий кузов для внедорожника - от автомобиля ВАЗ-2108. В том, который достался мне, доработке подверглись его передняя часть и днище (четырехдверному кузову понадобились бы более значительные переделки). Моторный отсек принялось удлинить. Этого требовали и колеса (значительно большего диаметра, чем штатные), выходящие за передний габарит, и двигатель, расположившийся теперь вдоль оси машины, как у «Нивы» и «классики», а не поперек, как у переднеприводной «восьмерки». Но внешнего вида автомобиля это удлинение не испортило - поперечные сварные швы оказались прикрытыми новыми крыльями и капотом. Последний взят от старого «Москвича-2141», соответственно доработанный и отрихтованный.

В днище салона в середине вырезал продольный проем, а над ним приварил кожух, сделав таким образом тоннель для агрегатов и узлов трансмиссии. Размеры его такие же, как у «Нивы», поэтому выкройку развертки кожуха делал по распластанным шумоизоляционным прокладкам этой машины. Переднюю панель кузова (между моторным отсеком и салоном) усилил дополнительными накладками и подкосами.

Надкрылки джипа по форме (попарно: передние и задние) - зеркально отображенные. Для их изготовления сначала дела:, картонные шаблоны, стыкующиеся с кузовом кромки которых тщательно подгонялись к его обводам, а затем по шаблонам - и сами надкрылки. Выполнены они из стального холоднокатаного листа толщиной 0,8 мм. Гнул вручную, поэтому их поверхности довольно простые - сопряженные плоскости. Жесткость обеспечена за счет сплошной (по всей их длине) отбортовки свободного края. Другим краем (вырезанным по обводам) надкрылки приварены к соответствующим кузовным «восьмерочным» крыльям, после чего часть последних в колесных нишах была отрезана по контуру первых.

Подножки (по форме тоже зеркально отображенные) выполнены из стального листа толщиной 1,5 мм (с отбортовками для жесткости). Они приварены к нижним отбортовкам, имеющимся у стыков порогов и днища кузова. Сами подножки сделаны со ступеньками; дорожного просвета они не уменьшают, а удобства добавляют. К тому же ступеньки прикрывают базовое пространство и создают более приземистый вид вездеходу. Чтобы подножки не были скользкими, их внешние ребра оклеены резиной.

Бамперы, как передний, так и задний, сделаны на всю ширину машины. Каждый из них собран из двух аварийных (взяты в авторемонтных мастерских). Концы бамперов соединены с надкрылками.

Двигатель - от легкового автомобиля ВАЗ-21011, дефорсирован до степени сжатия 7,6, что позволяет использовать для него низкооктановый бензин А-76 или АИ-82.

Как уже упоминалось, под капотом кузова от ВАЗ-2108 двигатель теперь, в отличие от штатного, расположен продольно. Для его установки пришлось изготовить из стального листа толщиной 2 мм специальный переходный подрамник.

Трансмиссия с ее основными агрегатами и узлами - сцепление, раздаточная коробка, карданные передачи - использованы от автомобиля «Нива» - ВАЗ-2121. Коробка передач (четырехступенчатая)- от «Жигулей» (ВАЗ-21011), с «нивскими» агрегатами она соединяется без переделок. Поскольку база машины по сравнению с «нивской» возросла, то карданный вал от раздаточной коробки к заднему дифференциалу пришлось установить более длинный - от автомобиля «Москвич-412». От дифференциала момент вращения передается на колеса двумя полуосями от автомобиля «Нива».

Передача от переднего дифференциала к колесам - открытыми валами с шарнирами равных угловых скоростей тоже от ВАЗ-2121.

Ходовая часть - передний и задний мосты, а также элементы подвески: пружины, амортизаторы, рычаги и т.д. - все от того же автомобиля ВАЗ-2121 «Нива».

Для шарнирного подсоединения заднего моста к кузову пришлось продольные тяги удлинить, сделав в некоторых из них вставки или сварив одну из двух.

Колеса (то, что автолюбители, да и многие профессионалы чаще называют дисками) взяты от старого микроавтобуса польского производства «Жук». На их обода надеты (с «вылетом» в наружную сторону) и приварены еще и самодельные обода с отбортовками из стального 2,5-мм листа. Ширина нового обода колеса - 254 мм (10 дюймов), посадочный диаметр - 457 мм (18 дюймов). Шины на них закрепляются разъемными кольцами, как на грузовых автомобилях. Посадочные отверстия в дисках совпадают по размеру и расположению с «нивскими».

Сами шины камерные, диагональные, высокопрофильные, низкого давления (в передних - 0,8, в задних - 0,7 атм.). По размерам и рисунку протектора («елочка») шины такие же. как у грузового автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-66.

Тормоза - от «Нивы», без переделок, двухконтурные с вакуумным усилителем; передние - дисковые, задние - барабанные.

Рулевое управление - сборное: механизм - от таксомотора ГАЗ-24 «Волга», привод - от автомобиля УАЗ-469. Такая комбинация не вызвана какой-то необходимостью, просто эти узлы были у меня в наличии.

Электрооборудование тоже сборное. Однопроводная (с «минусом» на корпусе) электропроводка - от ВАЗ-2108. Генератор и стартер- от ВАЗ-2101. Блоки фар - от ВАЗ-2106; блоки задних фонарей - от ВАЗ-2108; передние габаритные и поворотные огни - от «Москвича-412»; повторители поворотников - от ВАЗ-2105.

(позиции 2,4,5,7,9,10,11,12,13 - от автомобиля ВАЗ-2121 «Нива»):

1 - двигатель (от ВАЗ-21011 «Жигули», дефорси-рованный); 2 - сцепление; 3 - коробка передач (от ВАЗ-21011 «Жигули»); 4 - промежуточный карданный вал; 5 - раздаточная коробка; 6 - задний карданный вал; 7 - задний мост; 8 - колесо (4 шт.); 9 - передний карданный вал; 10 - передний мост; 11 - внутренний шарнир привода переднего колеса (2 шт.); 12 - вал привода переднего колеса (2 шт.); 13 - наружный шарнир привода переднего колеса (2 шт.)

1 - самодельное колесо с размерами обода 457-254/18″-10″ (диаметр- ширина); 2 - передний брызговик (резина 83); 3 - подножки (СтЗ, лист в 1,5, 2 шт. - зеркально отображенные); 4 - камерная шина, диагональная, облегченная, низкого давления размерами 457-320 (18″-12,6″); 5 - передний сигнальный фонарь (от автомобиля Иж-2715,2 шт.); 6 - облицовка радиатора (от ВАЗ-2107); 7 - блок фар (от ВАЗ-2106,2 шт.); 8 - передний бампер (из двух от ВАЗ-2108); 9 - поддон двигателя (СтЗ, лист 81,5); 10 - задний кардан (от «Москвича-2141»); 11 - передняя подвеска (от ВАЗ-2121 «Нива»); 12-задний бампер (из двух от ВАЗ-2108); 13 - задний брызговик (резина 83,2 шт.); 14 - задняя подвеска (от ВАЗ-2121); 15 - задний мост (от ВАЗ-2121); 16 - заднее крыло (СтЗ холоднокатаная, лист й0,8,2 шт. - зеркально отображенные); 17 - кузов (от ВАЗ-2108 с удлиненным моторным отсеком); 18 - передний надкрылок (Ст3 холоднокатаная, лист 50,8. 2 шт.- зеркально отображенные); 19 - капот(от «Москвича-2141», доработанный)

Вездеход «Бобик» сделан по конструкции «переломка» то-есть состоит из двух независимых полурам, которые могут независимо поворачиваться как в горизонтальной плоскости, так и в вертикальной. Такая конструкция практически исключает вывешивание колес на неровной поверхности и почти всегда все четыре колеса имеют контакт с грунтом. Это повышает проходимость вездехода, поворот осуществляется за счет поворота полурам, то-есть сами колеса не поворачиваются, поворачивает за счет перекоса полурам. Грузоподъёмность на суше около 300кг, на воде 200 кг. Снаряжённая масса вездехода — 780 кг, максимальная скорость — 25 км/ч.

Рама изготовлена из профильной трубы, размер передней полурамы длина 165см, ширина 80см, высота 26см. Спереди расположен мотор, который занимает 75см. Для рамы использовались профили размерами 40*40*2мм 40*20*1,5мм 40*25*2мм. Задняя полурама трапециевидной формы. Высота 20см, ширина основания 81см, боковые грани длиной по 90см, высота полурамы 26см.

Внешняя обшивка из крашеного гладкого листа, который крепится к раме на алюминиевых заклепках. По размерам и вместимости вездеход небольшой, конструкция рассчитывалась на минимально комфортные размеры, и под экономичный двигатель небольшой мощности, поэтому вес снижался на сколько это возможно без ущерба надежности и прочности рамы и трансмиссии.

База вездехода 183см, для крепления полурам к их торцам приварены усиленные пластины толщиной 10мм, через которые крепится узел перелома поворота. В основе узла перелома лежит поворотный кулак переднего моста УАЗ. Водительское сиденье (от пассажирской Газели) расположено на заднем краю передней полурамы, можно сказать что почти в центре тяжести вездехода. Под сиденьем установлен полноценный автомобильный аккумулятор, посадка водителя высокая, распологающая к преодолению бездорожья и неровностей рельефа.

Трансмиссия выглядит так:

С двигателя крутящий момент передается четырьмя ремнями на коробку передач. Шкив на двигателе диаметром 9,5см, шкив на коробке 26см, установлен он на опорном валу чтобы разгрузить вал коробки, вращается в двухрядном подшипнике от переднего колеса ВАЗ-2108. К концу опорного вала ведомого шкива приварена шлицевая втулка от диска сцепления ВАЗ, в эту втулку входит первичный вал КПП ВАЗ-2106. Натяжение ремней осуществляется роликом на двух пружинах, так-же этот ролик выполняет роль сцепления, длина ремней 125см. Привод генератора берется с ведущего шкива на двигателе пятым ремнем, ремень генераторный от дизеля Д-240 и почти всех его модификаций.

Четыре ремня в приводе использовались чтобы продлить их ресурс. Вообще можно было бы и один ремень поставить, но он быстро бы изнашивался. Мощность двигателя 9кВт, а для этих ремней нагрузка должна быть 2кВт, как раз под четыре ремня.

Выходной вал коробки обрезан по начало шлицов, а шлицы одевается фланец кардана ВАЗ, труба кардана при этом обрезается до требуемого размера. Второй конец кардана фланцем кардана прикручивается к валу цепного редуктора, на котором приварена звёздочка Z=13, шаг 19,05 мм. Редуктор сделан на основе передней ступицы ВАЗ и крепится к металлической пластине, которая в свою очередь прикручивается к рама и ее можно смещать для натяжения цепи. С промежуточного вала привод цепи идет на поворотный кулак, на котором установлена звездочка на 41 зуб, а с кулака привод раздается карданами на передний и задний мосты.

Водительское место и органы управления. Тормозная педаль через шток выжимает тормозной цилиндр (установлен цилиндр сцепления УАЗ). Педаль сцепления имеет привод тросиком на натяжной ролик приводных ремней двигателя, выжимом ролик оттягивается и ремни начинают проскальзывать. Педаль газа через тросик управляет карбюратором. Руль и верхняя крестовина от ВАЗ2106, нижняя крестовина от М-2141, крестовины соединены с помощью профиля 20*20мм. Рейка тоже от М-2141. Под рулем справа находится привод заслонки карбюратора, так-же там расположен включатель фар, кнопка звукового сигнала и выключатель массы аккумулятора.



Проходимость вездехода хорошая, правда бывает не-хватает блокировки дифференциалов, но это существенно усложнит конструкцию и добавит веса. А так по проходимости ездить можно везде, даже по воде, вездеход плавает, но равномерная осадка достигается если задняя часть загружена или есть пассажир, а так большой крен на перед так как и двигатель и водитель впереди. Двигатель слабоват, но для неспешной езды его хватает, главное экономичен. Но если снег глубиной более 40см и рыхлый, то двигателю приходится туго. Ременное сцепление показало себя хорошо, главное чтобы ремни качественные были, подделки хватает не на долго, а с хорошими ремнями а сезон точно хватает.

Просмотров