Одноклассники и их роль в моей жизни. Распределение социальных ролей старшеклассников в учебной деятельности Почему роли не равны

Практикум: Социальная роль. Социальная адаптация.

Тип занятия: коррекция знаний и умений

Методы и приемы: исследовательский метод (социологический опрос учащихся 8-9 классов); беседа по итогам работы в группах; выработка критериев успешной социальной адаптации.

Цель: выработка критериев успешной социальной адаптации 9-ти классников.

Задачи: 1. Выявление понятий социальная роль. Социальная адаптация.

2. Развитие коммуникативных умений, умений анализировать.

3. Воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу.

Ход занятия.

  1. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проводим социально – психологическое занятии. На этом занятии мы не одни, у нас много гостей. Думаю, что это не помешай нам работать активно и спокойно. Начнем мы наше занятие с игры «Комплементы». Встаньте, пожалуйста, в круг, каждый из вас должен сказать комплимент соседу с права по начальной букве его имени. Начнем с меня Наденька, какая ты надежная! Леночка, ты всегда очень ласковая! Людмила, ты у нас в классе самая любимая! Николай, ты очень непредсказуемый и талантливый. Вячеслав, ты веселый! Максим, ты очень милый! Кристина, ты самая красивая! Катенька – компанейская. Елена – единственная, общительная. Сергей – сердитый, серьезный. Владислав – великолепный товарищ. Любовь – любящая. Заканчиваем Е.В.
  1. Психолог: Психологический настрой на занятие. Игра «Комплементы».
  2. Сегодня у нас внеклассное занятие, и мы проведем его распределившись на микрогруппы. (распределение при помощи метода выбор цвета синий, красный, зеленый). Это занятие интегрированное. Мы проведем его совместно: психолог, социальный педагог. Сегодня она не просто ваш классный руководитель, она выступает на нашем занятии в качестве соц. педагога. – Что изменилось? (это не урок, Н не как учитель, а как социальный педагог, роль поменялась).
  3. Соц. Педагог:

Ребята, сегодня веду занятие в качестве социального педагога, а когда приду домой я так и останусь учителем? (ответы учащихся)

Что изменится?

Моя роль будет меняться.

– Ребята, а что такое роль? (роль в кино, театре, смешная, грустная, главная и т.д.).

Какие роли вы знаете? (роль ведущего на вечере, роль в сценке, плохая роль и т.д.).

Мы, с вами тоже готовясь к различным мероприятиям, распределяем разные роли.

Ребята, а где вы живете? (в России, поселке Новоорловск, дома, в обществе).

Без чего вы не можете обойтись? (общение).

Общение связано с обществом.

Как по-другому называется общество? (социум).

Как же должна называться роль, которую мы с вами выполняем, играем в обществе? (социальная роль).

А как вы можете ответить на вопрос, что такое социальная роль?

А знают ли наши ученики 8-9 классов нашей школы, что такое социальная роль?

Давайте, сравним ваши ответы с ответами, которые давали ученики 8-9 классов на этот вопрос.

Такой вопрос был задан учащимся 8-9 классов в ходе социологического опроса. Какой ответ был получен, мы узнаем из выводов Надежды и Катерины.

(учащиеся рассказывают о проведенном исследовании и его выводах).

Ребята, какой же можно сделать вывод из этого исследования? (Что учащиеся этих классов не знают, либо не понимают, что такое социальная роль).

А какое слово смутило вас и ваших одноклассников? (социальная).

Получается, что роль в обществе.

А вы, используя знания об обществе и роли, можете дать ответ на этот вопрос?

(Социальная роль – это та роль, которую человек выполняет в обществе).

IV Задание первое:

Раскройте смысл понятия «социальная роль». Назовите те социальные роли, в которых:

Подготовка 1-2 минуты.

Вывод: социальные роли зависят от социальной активности; один человек выполняет много ролей.

Задание 2 . - Давайте, сравним двух учеников и сделаем вывод, кто из них выполняет больше социальных ролей.

Ученик А

Ученик В

Учится в 3 классе.

Учится в 3 классе.

Ходит в ДДТ, на танцы.

У него старший брат.

От чего это зависит? (От активности, умения общаться).

Е.В. Тренинг «Развитие коммуникативных качеств».

5 мин

Вам понравилось? Что именно?

В процессе выполнения задания вы учились работать совместно. Трудно ли это было? В чем заключалась трудность?

Вам было легко потому, что вы знаете, друг друга давно и успели адаптироваться.

Н: - Что такое адаптация?

Мнения детей…

Задание № 3:

Психолог: Социальная адаптация напрямую связана с вашими особенностями. Типом темперамента, особенностью характера.

Вы многое знаете о себе из результатов исследований.

Назовите типы темперамента присущие вам?

Особенности вашего характера?

Скажите, а все ли типы темперамента одинаково адаптируются в новом социуме?

А теперь давайте выработаем критерии успешной адаптации.

Задание № 4

Памятка успешной адаптации.

  1. Будь открытым в новом обществе.
  2. Старайся исправлять свои недостатки.

Н: Ребята, мы с вами сегодня провели занятие о социальной роли, и социальной адаптации.

Что же такое социальная роль?

Что такое социальная адаптация?

Как сделать социальную адаптацию успешной?

Спасибо за занятие! Успешной вам социальной адаптации!

Словарик к занятию.

Адаптация – это приспособление к новым условиям.

Общество – социум.

Социальная адаптация – это процесс принятия правил и установок того общества, в котором он находится.

Словарик к занятию.

Адаптация – это приспособление к новым условиям.

Общество – социум.

Социальная адаптация – это процесс принятия правил и установок того общества, в котором он находится.

Социальная роль – это та роль, которую человек выполняет в обществе.

Словарик к занятию.

Адаптация – это приспособление к новым условиям.

Общество – социум.

Социальная адаптация – это процесс принятия правил и установок того общества, в котором он находится.

Социальная роль – это та роль, которую человек выполняет в обществе.

Задания. № 1.

1 микрогруппа: Выступаете вы сами.

2 микрогруппа: Выступают родители.

3 микрогруппа: Выступают бабушки и дедушки.

Подготовка 1-2 минуты.

I. Раскройте смысл понятия «социальная роль». Назовите те социальные роли, в которых:

1 микрогруппа: Выступаете вы сами.

2 микрогруппа: Выступают родители.

3 микрогруппа: Выступают бабушки и дедушки.

Подготовка 1-2 минуты.

Сделайте вывод, сколько ролей играет один и тот же человек.

I. Раскройте смысл понятия «социальная роль». Назовите те социальные роли, в которых:

1 микрогруппа: Выступаете вы сами.

2 микрогруппа: Выступают родители.

3 микрогруппа: Выступают бабушки и дедушки.

Подготовка 1-2 минуты.

Сделайте вывод, сколько ролей играет один и тот же человек.

Задания. № 2.

Ученик А

Ученик В

Учится в 3 классе.

Учится в 3 классе.

Ходит в ДДТ, на танцы.

Занимает должность министра образования в классе.

В школе искусств занимается в изостудии.

У него старший брат.

Играет в школьной хоккейной команде.

У него 1тетя, 1 дядя, 2 племянника.

У него младший брат и старшая сестра.

У него 2 тети, 3 дяди, 5 племянников.

Задания. № 2.

Сравните двух учеников и сделайте вывод, кто из них выполняет больше социальных ролей.

Ученик А

Ученик В

Учится в 3 классе.

Учится в 3 классе.

Ходит в ДДТ, на танцы.

Занимает должность министра образования в классе.

В школе искусств занимается в изостудии.

У него старший брат.

Играет в школьной хоккейной команде.

У него 1тетя, 1 дядя, 2 племянника.

У него младший брат и старшая сестра.

У него 2 тети, 3 дяди, 5 племянников.

От чего это зависит количество ролей? Сделайте вывод.

Задания. № 2.

Сравните двух учеников и сделайте вывод, кто из них выполняет больше социальных ролей.

Ученик А

Ученик В

Учится в 3 классе.

Учится в 3 классе.

Ходит в ДДТ, на танцы.

Занимает должность министра образования в классе.

В школе искусств занимается в изостудии.

У него старший брат.

Играет в школьной хоккейной команде.

У него 1тетя, 1 дядя, 2 племянника.

У него младший брат и старшая сестра.

У него 2 тети, 3 дяди, 5 племянников.

От чего это зависит количество ролей? Сделайте вывод.

Задание № 3:

Раскройте смысл понятия «социальная адаптация». Почему возникает необходимость в социальной адаптации:

Микрогруппа № 1 – у первоклассников;

Микрогруппа № 2 – у пятиклассников;

Микрогруппа № 3 – у учащихся закончивших 9 класс.

Какие личностные компоненты влияют на социальную адаптацию?

Задание № 3:

Раскройте смысл понятия «социальная адаптация». Почему возникает необходимость в социальной адаптации:

Микрогруппа № 1 – у первоклассников;

Микрогруппа № 2 – у пятиклассников;

Микрогруппа № 3 – у учащихся закончивших 9 класс.

Какие личностные компоненты влияют на социальную адаптацию?

Задание № 3:

Раскройте смысл понятия «социальная адаптация». Почему возникает необходимость в социальной адаптации:

Микрогруппа № 1 – у первоклассников;

Микрогруппа № 2 – у пятиклассников;

Микрогруппа № 3 – у учащихся закончивших 9 класс.

Какие личностные компоненты влияют на социальную адаптацию?

Памятка успешной адаптации.

  1. Интересуйся делами новых товарищей.
  2. Старайся оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.
  3. Ищи в людях хорошее, а не плохое.
  4. Учитывай свои психологические особенности.

Памятка успешной адаптации.

1. Будь открытым в новом обществе.

  1. Интересуйся делами новых товарищей.
  2. Старайся оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.
  3. Ищи в людях хорошее, а не плохое.
  4. Учитывай свои психологические особенности.

6. Старайся исправлять свои недостатки.

Памятка успешной адаптации.

1. Будь открытым в новом обществе.

  1. Интересуйся делами новых товарищей.
  2. Старайся оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.
  3. Ищи в людях хорошее, а не плохое.
  4. Учитывай свои психологические особенности.
  5. . Старайся исправлять свои недостатки.

Задание № 4

Подберите критерии успешной адаптации.

Ответы запишите на ватмане. Один учащийся должен выйти к доске и рассказать о вашем мнении.

Подписи к слайдам:

Социальная роль. Социальная адаптация.

Задания. № 1. Раскройте смысл понятия «социальная роль». Назовите те социальные роли, в которых: 1 микрогруппа: Выступаете вы сами. 2 микрогруппа: Выступают родители. 3 микрогруппа: Выступают бабушки и дедушки. Подготовка 1-2 минуты. Сделайте вывод, сколько ролей играет один и тот же человек.

Социальная роль - роль, которую человек выполняет в обществе.

Задания. № 2. Ученик А Ученик В Учится в 3 классе. Учится в 3 классе. Ходит в ДДТ, на танцы. Занимает должность министра образования в классе. В школе искусств занимается в изостудии. У него старший брат. Играет в школьной хоккейной команде. У него 1тетя, 1 дядя, 2 племянника. У него младший брат и старшая сестра. У него 2 тети, 3 дяди, 5 племянников. Сравните двух учеников и сделайте вывод, кто из них выполняет больше социальных ролей. От чего это зависит количество ролей? Сделайте вывод.

Социальная адаптация – это процесс принятия правил и установок того общества в котором он находится.

Задание № 3: Раскройте смысл понятия «социальная адаптация». Почему возникает необходимость в социальной адаптации: Микрогруппа № 1 – у первоклассников; Микрогруппа № 2 – у пятиклассников; Микрогруппа № 3 – у учащихся закончивших 9 класс. Какие личностные компоненты влияют на социальную адаптацию?

Задание № 4 Подберите критерии успешной адаптации. Ответы запишите на ватмане. Один учащийся должен выйти к доске и рассказать о вашем мнении.

Словарик Адаптация – это приспособление к новым условиям. Общество – социум. Социальная адаптация – это процесс принятия правил и установок того общества, в котором он находится. Социальная роль – это та роль, которую человек выполняет в обществе.

Спасибо за занятие! Успешной вам социальной адаптации!


Образцово-показательный лицей и коррекционная школа мало чем отличаются, когда речь идет о распределении социальных ролей. Каким бы ни был дружным класс, каким бы хорошим – классный руководитель, всегда есть среди учеников сильные и слабые, троечники и зубрилы, любимчики учителей и индивидуалисты. Разберемся, стоит ли переживать из-за этого расслоения, можно ли изменить образ ребенка в глазах сверстников и как научиться правильно использовать его.

Почему роли не равны

Француз Дидье Дезор двадцать лет назад опубликовал результаты опыта над крысами, определяющего социальные роли в коллективе. Шестерых пушистых питомцев помещали в клетку с водоемом, причем корм клали в ту часть, которая отделена водой. Через какое-то время группа разделилась: две крысы просто ждали, когда три других вернутся с кормом и отнимали его, а еще один индивидуалист отбивался от нападок агрессоров, сам плавал за кормом и сам его съедал. И так происходило каждый раз, даже если крыс было в десятки раз больше. Слушая рассказы детей о распределении социальных ролей в школе, начинаешь понимать смысл опыта, проведенного над крысами.

Ситуация обостряется неравенством в обществе. Для уравнивания социального положения родителей вводят школьную форму, которая должна стирать грань между богатыми и бедными. Но ситуации это не меняет. Дети стремятся выделиться если не при помощи одежды, то за счет модных канцелярских принадлежностей, обуви, рюкзаков и даже дорогих украшений. Поэтому в классе почти наверняка образуется элита и те, кто к ней не принадлежит.

Часто родители думают, что ребенок попадает в ту или иную группу именно из-за финансового состояния семьи, но на самом деле куда сильнее влияют особенности его личности и характера. Уверенный в себе, спокойный и независимый, если вспомнить опыт с крысами, скорее станет индивидуалистом, чем прогнется под других или сам будет кого-нибудь угнетать. А чем больше разных характеров, тем сложнее школьная иерархия, тем более многообразно распределение ролей.

Каждый учебный класс представляет собой реальную внешне организованную социальную группу. Малые группы характеризуются разной степенью социальной зрелости. Низшая степень зрелости – это контакты людей в одной группе ради общения, времяпрепровождения в связи с одинаковыми интересами. Такие группы называются диффузными . Например, ребята, собравшиеся во дворе поиграть в футбол, представляют такие группы. Диффузными могут быть и группы школьников, собранные учителем для участия в районной олимпиаде. Такая сборная команда состоит из школьников, которые могут и не знать друг друга. Всякий вновь формируемый класс представляет собой диффузную группу, поэтому с 1-го класса начинается процесс преобразования ее в коллектив. Промежуточной стадией на этом пути может быть возникновение корпорации , т. е. такой группы, у членов которой возникает сознание групповой принадлежности, в результате чего каждый учащийся класса может сказать про другого: «Это один из нас». Однако в группе этого уровня социальной зрелости у школьников преобладают индивидуальные цели и устремления, порой противоречащие общегрупповой цели. Особенно это бывает выражено в спортивных командах, где некоторые учащиеся хотят выделиться во время игры даже в ущерб действиям всей команды. Команда в данном случае рассматривается такими школьниками лишь как необходимое условие достижения личных, порой корыстных, целей.

Высшей формой социальной зрелости группы является коллектив. Им становится группа, цель деятельности которой не только едина для всех , но и общественно полезна . Коллектив характеризуется общими ценностями , на основе их развивается понимание общности и формируется общественное мнение , с помощью которого оказывается давление на отдельных членов коллектива. Ученик, как правило, является членом сразу нескольких общностей людей – групп и коллективов. Прежде всего – он член своей семьи, далее – он член класса, школы. Во дворе он член неформальной группы – компании ребят, объединенных общими целями проведения досуга. В каждой из этих групп ученик вступает в определенные отношения с другими участниками, подвергается различным, а порой и противоположным влияниям. Эти группы в социальной психологии называются группами принадлежности.

Учитель судит о взаимоотношениях между детьми на основе наблюдения за их поведением, по их поступкам, высказываниям, совместным играм и т.д. Иными словами, в своем сознании он отражает внешнюю сторону межличностного взаимодействия – непосредственное общение. Социометрия же обнаруживает внутреннюю основу этих контактов – межличностное предпочтение.

В зависимости от целей и характера взаимодействия участников микрогруппы могут иметь как положительную, так и отрицательную направленность. Это обстоятельство, а также наличие или отсутствие антагонизма между микрогруппами и определяет отношение к ним учителя. Если эти микрогруппы имеют здоровую основу и направленность, складываются на основе коллективистских устремлений, то учитель должен опираться на них в своей работе: эти группы могут помочь в сплочении класса, в превращении его в коллектив.

Социальный статус школьников в классе. Межличностные отношения, симпатии и антипатии. Отношения в классе между школьниками бывают формализованными и неформализованными. Формализованные отношения включают деловые отношения, проявляемые в процессе учебы, и отношения управления, которые складываются между школьниками, выполняющими функцию руководства, и остальными учениками (например, между старостой класса и его одноклассниками). Неформализованные отношения отражают симпатию или антипатию, дружбу или вражду, т.е. эмоциональную сторону жизни класса. Обычно в классе можно наблюдать несколько видов межличностных взаимоотношений школьников: дружбу, симпатию, нейтральные отношения, антипатию и т.д. Эти отношения возникают на основе оценки друг друга по личностным и деловым качествам, на основе принадлежности школьника к определенной микрогруппе и оценки этой группы, даже на основе достижений родителей ученика в той или иной области деятельности.

Симпатия – внутреннее расположение к кому-нибудь. Наиболее привлекательными качествами, в существенной мере определяющими взаимные симпатии, являются отзывчивость, доброжелательность, искренность, верность слову. Положительные и отрицательные оценки детьми друг друга могут зависеть от принадлежности к тому или иному полу. Уже дошкольники выбирают партнера для различных дел с учетом половых различий: чаще всего мальчики выбирают мальчиков, а девочки – девочек. Во многих исследованиях показано, что оценки детьми представителей своего пола оказываются более высокими, чем представителей противоположного пола.

Лидеры и отвергаемые. Четкое распределение ролей и статусов, неравенство положений – непременный закон существования любой группы. Даже у близнецов, т.е. совершенно одинаковых по своим биологическим свойствам людей, наблюдается разделение ролей и выделяются лидеры и ведомые. Одни дети пользуются популярностью среди сверстников (по результатам социометрии, т.е. могут быть и формальными лидерами), другие – нет, третьи вообще попадают в разряд «отвергаемых». Это проявляется уже в детском саду. Школьник, пользующийся популярностью в классе, может стать и неформальным лидером, если он обладает определенными организаторскими качествами. Отношение к нему учителя должно определяться следующими обстоятельствами: во-первых, следует учитывать, какова направленность лидера, какие цели и устремления он утверждает в группе; во-вторых, чему объективно содействует его деятельность – единению или распаду коллектива; в-третьих, какими методами он утверждает свой авторитет; в-четвертых, как он относится к учителю и его деятельности. Все это учитель должен учесть, прежде чем сделать попытку опереться в руководстве поведением класса на лидера. Однако выяснить эти обстоятельства бывает не всегда легко, так как нередко лидерство носит скрытый характер: лидер предпочитает оставаться в тени; свою «дирижерскую» функцию осуществляет незаметно, с помощью подставных лиц, особенно если она направлена против учителя.

Если же лидер отличается положительной, общественной направленностью, благотворно действует на группу, то учитель должен привлечь его в качестве своего помощника. Во многих случаях доверие, оказываемое учителем такому ученику, способствует превращению его из озорника, нарушителя дисциплины, если он таковым являлся, в верного помощника в борьбе за дисциплину класса в целом.

Если же учителю не удалось привлечь на свою сторону неформального лидера, а он дезорганизует работу коллектива, то задача учителя – дискредитировать его в глазах его сторонников. Для этого надо акцентировать его отрицательные черты, показать отрицательную роль для класса его поступков, дать возможность почувствовать школьникам унизительность своего положения при подчинении этому лидеру. Тогда исчезнет ореол, заслонявший от школьников его недостатки, и в конце концов исчезнет и само его дурное влияние. Делать, однако, это нужно осторожно и тактично, так как подростки весьма отрицательно относятся к вмешательству взрослых в сферу их дружеских отношений. Насильственные попытки разорвать отношения в группе, высмеивание и унижение лидера приводят обычно к обратному результату: внутренне протестуя против грубого вторжения учителя, школьники еще больше сплачиваются вокруг лидера. Для развенчания можно поставить лидера в такие условия, в которых он должен проявить смелость, мужество, доброту, принципиальность – качества, которые наиболее ценят подростки и которые могут быть недостаточно выражены у этого лидера. Так, например, поступил один учитель во время туристического похода школьников. «Отрицательный» лидер должен был вернуться на место дневного привала за «забытым» котелком. Дело происходило в лесу поздним вечером. Струсив, этот школьник всю ночь просидел в кустах поблизости от ночного привала туристов, а утром стал рассказывать, что он долго ходил и не нашел котелок. Обман был раскрыт, так как учитель сидел у костра и слышал, как лидер ходил рядом. В результате его лидерский авторитет был поколеблен. Развенчанного лидера нельзя, однако, изолировать от коллектива. Наоборот, надо постараться привлечь его к общим делам коллектива, открыть перед ним перспективу вернуть себе лидерские позиции, но уже на коллективной основе. Это важно и потому, что бывший лидер часто болезненно переживает изменение своего статуса в классе и всеми силами стремится удержать свой авторитет, а в случае неудачи может совсем отколоться от коллектива и попасть под влияние людей с морально чуждыми обществу установками.

Заслуживает особого внимания учителя и еще одна категория школьников – отвергаемые . Причины того, что им отказывают в дружбе, могут быть разными: из-за явного пренебрежения ими интересами коллектива, их избалованности и эгоизма, скрытности, замкнутости, нелюдимости. С такими школьниками не хотят вместе работать, брать в командную игру. Да и сами они держатся особняком, часто психически подавлены. Это закрепляет уже имеющиеся черты личности и приводит к возникновению новых отрицательных черт.

Наблюдения и некоторые исследования показывают, что школьник эмоционально переживает свои взаимоотношения с окружающими, свое положение в группе сверстников. Неудовлетворенность в общении с одноклассниками сказывается и в поведении ребенка, влияет на успеваемость, толкает иногда и на антиобщественные поступки.

Инфо

Среди педагогов и родителей бытуют разные мнения по поводу того, какую роль в жизни ребенка и его обучении играют одноклассники. Воспитание детей - сложный процесс, который очень часто вызывает разнобой мнений и дискуссий. Некоторые считают, что родители и учителя должны отслеживать то влияние, которое оказывают друзья и окружение на успехи детей в школе. Есть другие, которые считают, что одноклассники ребенка имеют исключительно положительное влияние на наши успехи. Хотя родители и учителя действительно часто могут быть правы, на мой взгляд, одноклассники чаще оказывают положительное влияние на успех ребенка, потому что ученики имеют много общего и проводят большую часть своего времени вместе.

Начнем с того, что одноклассники, как правило, имеют много общего, поэтому они могут дать друг другу полезные советы. Одноклассники имеют одних и тех же учителей, выполняют те же домашние задания и сталкиваются с подобными трудностями, поэтому они легко могут разобраться в подобных ситуациях. Когда у ученика возникают проблемы с хулиганами в школе, он, скорее всего, предпочтет обратиться за советом к своим одноклассникам, а не к родителям или учителям, потому что те могут предложить им больше сопереживания и сочувствия. Все потому, что одноклассники делятся общими социальными проблемы друг с другом. Таким образом, если у ученика возникают проблемы с учебой, он навряд ли сможет справиться с ними, спрашивая совета у своих родителей. Однако, если он обратится к однокласснику, они теперь смогут найти решение проблемы. Аналогично, если другой студент приходит к ним, они имеют больше возможностей, чтобы помочь с его проблемой. Это ситуация, в которой возраст не является важным фактором.

Кроме того, проводя вместе большую часть дня, одноклассники более доступны, чтобы помочь друг другу. Родители заняты работой и другими обязанностями, а вот одноклассники проводят весь день вместе. Для учеников проще обращаться за советом друг к другу, потому что у них уже есть базовое понимание проблем друг друга. Если ученик подходит к родителям с проблемой, родители часто не могут понять серьезности беспокойство ребенка. Все потому, что они заняты и имеют другую жизнь, другие заботы. Однако, одноклассники всегда готовы прийти на помощь друг другу и понять проблемы, которые кто-то из друзей сейчас переживает. Эта доступность делает одноклассников лучшими советчиками и составляет важный вклад в успехи ребенка в школе.

В завершение, есть много различных факторов, которые влияют на жизнь детей, но для успешного обучения в школе одноклассники играют важнейшую роль. Все это потому, что дети в классе делят почти все совместно, от учителей, к выполнению домашнего задания. Одноклассники всегда приходят на помощь друг другу, потому что они проводят много времени вместе. По этим причинам я считаю, что одноклассники ребенка оказывают важнейшее влияние на ее успехи в школе.

Разработка

занятия по теме: «Социальные роли в команде».

Цель: Определение своей социальной роли для повышения эффективности командной работы.

Задачи:

    Знакомство с навыками командного взаимодействия.

    Повышение эффективности работы в команде через работу в социальных ролях.

    Получение результата эффективной работы команды.

Оборудование: стулья, мультимедиа (проектор, экран).

Новые термины: Социальные роли, генератор идей, исследователь ресурсов, координатор, организатор, контролер, игрок команды, исполнитель, специалист

Участники: 12 обучающихся 7-8 классов.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Львовна, я педагог-организатор Красноселькупского центра дополнительного образования детей.

Я предлагаю всем вам представиться. Мы все встанем в круг и каждый из вас должен выйти в круг, назвать свое имя и выполнить любое движение. Повторяться нельзя.

(выполняется игра)

Хорошо! Мы знаем имена друг друга, но прежде чем приступить к работе, я предлагаю всем поздороваться. Но не просто, а выполняя определенные действия. Пока я считаю до 5 вы должны успеть поздороваться со всеми ребятами. (предлагается насколько вариантов приветствия: руками, локтями, ногами, и т.д.)

Теперь, мы знакомы.

Предлагаю поиграть в интеллектуальную игру, а для этого давайте разделимся на две команды. У меня есть коробочка с геометрическими фигурами (треугольники и квадраты по 6 шт.). Каждый из вас должен выбрать любую фигуру. А теперь, предлагаю вам разделиться на две команды по 6 человек: по правую руку – квадраты, по левую - треугольники. (дети рассаживаются согласно выбранных фигур)

Целью нашей игры является определение своей личной социальной роли в той команде, в которой вы будете работать, используя навыки командного взаимодействия. А теперь, я объясню вам, что такое

социальные роли – это командные роли, которые определяют, как каждый конкретный член команды влияет на процесс выполнения задания.

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ:

    Реализатор – воплощает идеи в практические дела.

    Контролер – доводит дело до конца, избавляет команду от ошибок - инспектор.

    Ведущий – распределяет задачи. Не давит на мнение команды. Социальный лидер.

    Аналитик – оценивает предложенные идеи, выбирает лучшую.

    Генератор идей - выдвигает новые идеи, умеет решать нестандартные проблемы.

    Гармонизатор – сглаживает конфликты, разряжает обстановку.

Сейчас я раздам вам карточки с заданием для каждой команды и с перечислением социальных ролей и их описанием.

Перед каждой командой встанет определенная задача. Решая ее, вы должны правильно распределить социальные роли в своей команде, выбрать те, которые подходят вашим партнерам по их возможностям. В соответствии выбранных ролей и будет строиться ваша работа. На распределение ролей вам дается 5 мин. , остальные 7 минут на выполнение задания. По окончании, команды демонстрируют выполненное задание. На защиту каждой команде дается 5 мин.

Задания:

    «Воздушный замок»

«

    «Мост» «

Нельзя использовать дополнительные предметы.

Прошу команды приступить к работе.

Выполнение задания в командах.

- Время истекло, и я прошу первую команду показать выполненное задание. Но прежде – представьте всех участников команды в их социальных ролях, т.е. кто какую роль занимал во время выполнения задания.

Вопросы для обсуждения:

Подведение итогов занятия:

Давайте подведем итог игры:

    С какими социальными ролями мы познакомились работая в команде?

    Что влияет на успешность действия команды?

    Где вы будете применять полученные знания?

    Какое настроение у вас, участников?

- Вы все молодцы! Поэтому я предлагаю всех вознаградить. Я буду называть участников, а вы дарить свои аплодисменты. (перечисляются социальные роли, называя каждую все аплодируют) А теперь аплодируем всем (аплодисменты)

Заключение:

Знания, полученные вами в ходе сегодняшней игры, помогут вам в эффективности командной работы в вашем классе.

Приложение 1

Карточка с заданием:

    «Воздушный замок»

« Команде необходимо построить из бумаги «башню». Ничего кроме бумаги использовать нельзя. Башня может быть любой конструкции, но не ниже одного метра в высоту.

Вопросы для обсуждения:

    Почему так распределились роли?

    Кто был инициатором распределения ролей?

    Все ли роли использовали? Если нет, почему?

    Работа по ролям вам помогла или мешала? Почему?

Карточка с заданием:

    «Мост» « Команде необходимо построить из бумаги «мост». Ничего кроме бумаги и двух стульев использовать нельзя. Расстояние между стульями не менее одного метра. «Мост» может быть любой конструкции.

Вопросы для обсуждения:

    Почему так распределились роли?

    Кто был инициатором распределения ролей?

    Все ли роли использовали? Если нет, почему?

    Работа по ролям вам помогла или мешала? Почему?

Просмотров