Акустические системы. Акустические системы "Акустика музыкальная" в книгах

(от греч. axoystixos - слуховой) - наука, изучающая объективные физические закономерности музыки в связи с её восприятием и исполнением. А. м. исследует такие явления, как высота, громкость, тембр и длительность муз. звуков, консонанс и диссонанс, муз. системы и строи. Она занимается изучением муз. слуха, исследованием муз. инструментов и человеч. голосов. Одна из центральных проблем А. м. - выяснение того, как физич. и психофизиологич. закономерности музыки отражаются в специфич. законах этого иск-ва и воздействуют на их эволюцию. В А. м. широко используются данные и методы общей физич. акустики, изучающей процессы возникновения и распространения звука. Она тесно связана с архитектурной акустикой, с психологией восприятия, физиологией слуха и голоса (физиологич. акустикой). А. м. привлекается для объяснения ряда явлений в области гармонии, инструментоведения, оркестровки и т.д.
Как раздел муз. теории А. м. зародилась ещё в учениях древних философов и музыкантов. Так, напр., математич. основы муз. систем, интервалов и строев были известны в Др. Греции (пифагорейская школа), в Ср. Азии (Ибн Сина), Китае (Люй Бу-вэй) и др. странах. Развитие А. м. связано с именами Дж. Царлино (Италия), М. Мерсенна, Ж. Совёра, Ж. Рамо (Франция), Л. Эйлера (Россия), Э. Хладни, Г. Ома (Германия) и мн. др. музыкантов и учёных. В течение долгого времени осн. объектом муз. акустики были численные соотношения между частотами звуков в муз. интервалах, строях и системах. Др. разделы появились значительно позднее и были подготовлены практикой изготовления муз. инструментов, педагогич. изысканиями. Так, закономерности построения муз. инструментов эмпирически отыскивались мастерами, акустикой певческого голоса интересовались певцы-исполнители и педагоги.
Значит. этап в развитии А. м. связан с именем выдающегося нем. учёного-физика и физиолога Г. Гельмгольца. В книге "Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки" ("Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage fьr die Theorie der Musik", 1863) Гельмгольц изложил результаты своих наблюдений и экспериментов над муз. звуками и их восприятием. В этом исследовании была дана первая законченная концепция физиологии звуковысотного слуха, известная под назв. резонансной теории слуха. Она объясняет восприятие высоты звука как результат резонансного возбуждения настроенных на разл. частоты волокон кортиева органа. Явления диссонанса и консонанса Гельмгольц объяснял биениями. Акустич. теория Гельмгольца сохранила ценность, хотя нек-рые её положения не соответствуют совр. представлениям о механизме слуха.
Большой вклад в развитие психофизиологии и акустики слуха внесли в конце 19 - нач. 20 вв. К. Штумпф и В. Кёлер (Германия). Исследования этих учёных расширили А. м. как науч. дисциплину; в неё вошло учение о механизмах отражения (ощущения и восприятия) разл. объективных сторон звуковых колебаний.
В 20 в.развитие А. м. характеризуется дальнейшим расширением сферы исследований, включением разделов, связанных с объективными характеристиками разл. муз. инструментов. Это было вызвано ростом муз. пром-сти, стремлением разработать для производства муз. инструментов прочную теоретич. основу. В 20 в.развивается метод анализа муз. звуков, основанный на выделении частичных тонов из сложного звукового спектра и измерении их относит. интенсивности. Методика эксперимент. исследований, опирающаяся на способы электроакустич. измерений, приобрела большое значение в акустике муз. инструментов.
Развитие радио и техники звукозаписи также способствовало расширению исследований по А. м. В центре внимания в этой области - проблемы акустики радиостудий и студий звукозаписи, воспроизведения записанной музыки, реставрации старых фонографич. записей. Большой интерес представляют работы, связанные с развитием стереофонич. звукозаписи и стереофонич. передачи музыки по радио.
Важный этап в развитии совр. А. м. связан с исследованиями сов. музыковеда и учёного-акустика Н. А. Гарбузова. В его работах наметилось и в значит. мере оформилось новое понимание самого предмета А. м. как раздела совр. теории музыки. Гарбузов разработал стройную теорию слухового восприятия, в к-рой центр. место занимает зонная концепция муз. слуха (см. Зона). Развитие зонной концепции привело к разработке методов расшифровки и анализа исполнительских оттенков в интонировании, динамике, темпе и ритме. При исследовании муз. творчества и восприятия, при изучении муз. произв. появилась возможность опираться на объективные данные, характеризующие муз. звучание, художеств. исполнение. Эта возможность существенна для разрешения многих музыковедческих проблем современности, напр. для выяснения соотношений интонации и лада в реально звучащем муз. произв., взаимосвязей исполнительского и композиторского компонентов художеств. целого, каким является звучащее, исполняемое, произв.
Если ранее А. м. сводилась гл. обр. к математич. объяснениям возникающих в муз. практике систем организации - ладов, интервалов, строев, то в дальнейшем акцент переместился на исследование объективными способами закономерностей исполнительского творчества и муз. восприятия.
Одним из разделов совр. А. м. является акустика певч. голоса. Существуют две теории, объясняющие механизм управления частотой колебаний голосовых связок - классич. миоэластич. теория и нейрохронаксич. теория, выдвинутая франц. учёным Р. Юссоном.
Акустикой электромузыкальных инструментов в СССР занимаются Л. С. Термен, А. А. Володин и др. Опираясь на метод синтеза звуковых спектров, Володин разработал теорию звуковысотного восприятия, согласно к-рой воспринимаемая человеком высота звука определяется его сложным гармонич. спектром, а не одной лишь частотой колебаний осн. тона. Эта теория представляет собой одно из крупнейших достижений советских учёных в области А. м. Развитие электромузыкальных инструментов вновь усилило интерес исследователей-акустиков к вопросам строя, темперации, возможностей управления свободной интонацией.
Являясь разделом теории музыки, А. м. не может рассматриваться как дисциплина, способная дать полное объяснение таких муз. явлений, как лад, строй, гармония, консонанс, диссонанс и др. Однако методы акустики и данные, получаемые с их помощью, позволяют музыковедам более объективно решать тот или иной науч. вопрос. Акустич. закономерности музыки в течение многовекового развития муз. культуры постоянно использовались для построения общественно значимой системы муз. языка, обладающей специфич. закономерностями, подчинёнными художеств.-эстетич. принципам.
Сов. специалисты по А. м. преодолели односторонность взглядов на природу музыки, характерную для учёных прошлого, к-рые преувеличивали значение физич. особенностей звука. Образцами применения данных А. м. в муз. теории являются работы сов. музыковедов Ю. Н. Тюлина ("Учение о гармонии"), Л. А. Мазеля ("О мелодии" и др.), С. С. Скребкова ("Как трактовать тональность?"). Концепция зонной природы слуха получила отражение в разл. музыковедч. работах и, в частности, в спец. исследованиях, посв. исполнительской интонации (работы О. Е. Сахалтуевой, Ю. Н. Рагса, Н. К. Переверзева и др.).
В числе задач, к-рые призвана решить совр. А. м., - объективное обоснование новых явлений лада и интонации в творчестве совр. композиторов, выяснение роли объективных акустич. факторов в процессе формирования муз. языка (звуковысотных, тембровых, динамич., пространственных и др.), дальнейшая разработка теории слуха, голоса, муз. восприятия, а также совершенствование методов исследования исполнительского творчества и восприятия музыки, методов, опирающихся на использование электроакустич. аппаратуры и техники звукозаписи.
Литература : Рабинович А. В., Краткий курс музыкальной акустики, М., 1930; Музыкальная акустика, сб. ст. под ред. Н. А. Гарбузова, М.-Л., 1948,М., 1954; Гарбузов H. A., Зонная природа звуковысотного слуха, М.-Л., 1948; его же, Зонная природа темпа и ритма, М., 1950; его же, Внутризонный интонационный слух и методы его развития, М.-Л., 1951; его же, Зонная природа динамического слуха, М., 1955; его же, Зонная природа тембрового слуха, М., 1956; rимский-Корсаков А. В., Развитие музыкальной акустики в СССР, "Изв. Акад. наук СССР". Серия физическая, 1949, т. XIII, No 6; Барановский П. П., Юцевич Е. Е., Звуковысотный анализ свободного мелодического строя, К., 1956; rагс Ю. Н., Интонирование мелодии в связи с некоторыми её элементами, в сб.: Труды кафедры теории музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, вып. 1, М., 1960, с. 338-355; Сахалтуева О. Е., О некоторых закономерностях интонирования в связи с формой, динамикой и ладом, там же, с. 356-378; Шерман Н. С., Формирование равномерно-темперированного строя, М., 1964; Применение акустич. методов исследования в музыкознании, сб. ст., М., 1964; Лаборатория музыкальной акустики, сб. статей под ред. Е. В. Назайкинского, М., 1966; Переверзев Н. К., Проблемы музыкального интонирования, М., 1966; Володин A. A., Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука, в сб.: Музыкальное искусство и наука, вып. 1, М., 1970; его же, Электрический синтез музыкальных звуков как основа исследования их восприятия, "Вопросы психологии", 1971, No 6; его же, О восприятии переходных процессов музыкальных звуков, там же, 1972, No 4; Назайкинский С. В., О психологии музыкального восприятия, М., 1972; Helmholtz H. von, Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage fьr die Theorie der Musik, Braunschweig, 1863, Hildesheim, 1968, в рус. пер. - Учение о слуховых ощущениях, как физиологическая основа для теории музыки, СПБ, 1875; Stumpf С., Tonpsychologie, Bd 1-2, Lpz., 1883-90; Riemann H., Die Akustik, Lpz., 1891; в рус. пер., M.,1898; Helmholtz H. von, Vorlesungen ьber die mathematischen Prinzipien der Akustik, в кн.: Vorlesungen ьber theoretische Physik, Bd 3, Lpz., 1879; в рус. пер. - СПБ, 1896; Kцhler W., Akustische Untersuchungen, Bd 1-3, "Zeitschrift fьr Psychologie", LIV, 1909, LVIII, 1910, LXIV, 1913; Riemann H., Katechismus der Akustik (Musikwissenschaft), Lpz., 1891, 1921; Schumann A., Die Akustik, Breslau, (1925); Trendelenburg F., Einfьhrung in die Akustik, В., 1939, В.-(а. о.), 1958; Wood A., Acoustics, L., 1947; его же, The physics of music, L., 1962; Bartholomew W. T., Acoustics of music, N. Y., 1951; Lоbachowski S., Drobner M., Akustyka muzyczna, Krakуw, 1953; Culver Сh., Musical acoustics, N. Y., 1956; Acoustique musicale, composйe de F. Canac, в кн.: Colloques internationaux de Centre National de la Recherche scientifique..., LXXXIV, P., 1959; Drobner M., Instrumentoznawstwo i akustyka. Podrecznik dla srednich szkуL muzycznych, Kr., 1963; Reinecke H. P., Experimentelle Beitrдge zur Psychologie des musikalischen Hцrens, Schriftenreihe des Musikwissenschaftlichen Instituts der Universitцt Hamburg, Hamb., 1964; Taylor S., Sound and music: a non-mathematical treatise on the physical constitution of musical sounds and harmony, including the chief acoustical discoveries of professor Helmholtz, L., 1873, reprint, N. Y.-L., 1967; Backus J., The acoustical foundations of music, N. Y., (1969). E. В. Назайкинский.

  • - , область физики, исследующая упругие колебания и волны от самых низких частот до предельно высоких частот, их вз-ствия с в-вом и разнообразные применения...

    Физическая энциклопедия

  • - в широком смысле - раздел физики, исследующий упругие волны от самых низких до самых высоких частот; в узком смысле - учение о звуке. Общая и теоретич...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - в антич. времена учение о восприятии звука. Др. вопросы, к-рые ныне относятся к совр. А., рассматр. в то время наукой о музыке и гармонии. Архит пришел к заключ., что гармонии, выраж. отношением натурал...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - , в античные времена - учение о восприятии звука. Другие вопросы, которые ныне относятся к совр. А., рассматривались в то время наукой о музыке и гармонии. Архит пришел к заключению, что гармонии, выраж...

    Словарь античности

  • - 1) раздел физики, в котором изучаются звуковые явления 2) звуковые условия помещения 1) авто слышимость музыки в авто 2) вообще вся аппаратура для...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - в узком смысле слова-учение о звуке, т. е. упругих колебаниях и волнах в газах, жидкостях и твёрдых телах, слышимых человеческим ухом...

    Словарь военных терминов

  • - в широком смысле - раздел физики, исследующий упругие волны от самых низкихчастот до самых высоких, в узком смысле - учение о звуке. Один из существенных элементов научных основ фоноскопической экспертизы...

    Криминалистическая энциклопедия

  • - наука о звуке, преимущественно о свойствах звуковых волн. Архитекторы учитывают требования акустики при проектировании общественных зданий, таких как концертные и лекционные залы, чтобы обеспечить более...

    Научно-технический энциклопедический словарь

  • - учение об упругих колебаниях и волнах в газах, жидкости и твердых телах, их взаимодействии с веществами и применении для решения практических задач. В узком смысле - учение о звуке...

    Морской словарь

  • - взятое с греческого наименование учения о звуке. Звуком называют ощущение, воспринимаемое нашим органом слуха при ударе о барабанную перепонку его звуковых волн, производимых вибрацией упругих тел...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - в узком смысле слова - учение о Звуке, т. е. об упругих колебаниях и волнах в газах, жидкостях и твёрдых телах, слышимых человеческим ухом...
  • - см. Музыкальная акустика...

    Большая Советская энциклопедия

  • Современная энциклопедия

  • - в широком смысле - раздел физики, исследующий упругие волны от самых низких частот до самых высоких; в узком смысле - учение о звуке...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - жен., греч. наука о природе и законах звука; часть физики, звукословие. Акустический зал, по законам акустики устроенный, для отголоска, или для наголоса...

    Толковый словарь Даля

"Акустика музыкальная" в книгах

Акустика

Из книги Путеводитель по оркестру и его задворкам автора Зисман Владимир Александрович

РОК-АКУСТИКА 12–14.01.90. Череповец

автора Дягилева Яна Станиславовна

РОК-АКУСТИКА 12–14.01.90. Череповец из статьи: ЧЕРЕПОВЕЦ: ТРИУМФ, УСПЕХ, ПРОВАЛ? …Так называемые рок-барды разнообразием не радовали. Тем более ярко выглядели на их фоне те трое, что заслужили овации - Янка, Андрей Цыбин и Алексей «Полковник» Хрынов. Последний был одарен

АКУСТИКА-90

Из книги Янка Дягилева. Придет вода (Сборник статей) автора Дягилева Яна Станиславовна

АКУСТИКА-90 Вместе со всей страной передовое рок-н-ролльное движение с арьергардным попсом переходит от коллективных свершений к свершениям индивидуальным. Еще три года назад и позже провернуть какую-нибудь крупномасштабную акцию типа фестиваля было под силу лишь

Акустика. Apex Ltd. (CD)

Из книги Янка Дягилева. Придет вода (Сборник статей) автора Дягилева Яна Станиславовна

Акустика. Apex Ltd. (CD) Трижды удостоенный отзывчатой дубиной по граненой башке, Продолжал настойчиво стучаться в ворота, пока не задохнулся От собственной дерзости… Запись сделана в феврале 1989 года и получила возможность увидеть свет благодаря Олегу Ковриге - счастливому

ЯНКА. Акустика

Из книги Янка Дягилева. Придет вода (Сборник статей) автора Дягилева Яна Станиславовна

ЯНКА. Акустика Когда Янка Дягилева давала свои главные концерты и делала самые известные записи, перестройка была не то что в разгаре - стропила прямо-таки пылали и чадили, крыша ехала, а во всю ивановскую летели щепки и искры. И многие из тех, кто строгал перестройку в

1.2. Прикладное музыковедение. музыкальная журналистика и музыкальная критика в системе прикладного музыковедения

автора

1.2. Прикладное музыковедение. музыкальная журналистика и музыкальная критика в системе прикладного музыковедения Понятие «музыковедение», как и обозначение специалистов в этой области словом «музыковед» (или, в западном варианте, «музыколог»), обычно ассоциируется с

Музыкальная критика и музыкальная наука

Из книги Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие автора Курышева Татьяна Александровна

Музыкальная критика и музыкальная наука Изучением феномена музыки занимаются многие научные сферы: помимо собственно музыковедения, оно привлекает внимание искусствоведения разных направлений, эстетики, философии, истории, психологии, культурологии, семиотики, а

Акустика

Из книги Nautilus Pompilius автора Кушнир Александр

Акустика Скорее всего, отсчет событий, произошедших с “Наутилусом” в 1996 году, логичнее начать с презентационного концерта “Крыльев” в Санкт-Петербурге, состоявшегося в начале февраля. Если не учитывать последующих концертов в Красноярске, Вологде, Иваново и

15. Акустика

Из книги Медицинская физика автора Подколзина Вера Александровна

15. Акустика Акустика – область физики, исследующая упругие колебания и волны от самых низких частот до предельно высоких (1012–1013 Гц). Современная акустика охватывает широкий круг вопросов, в ней выделяют ряд разделов: физическая акустика, которая изучает особенности

Акустика

Из книги Энциклопедический словарь (А) автора Брокгауз Ф. А.

Акустика Акустика – взятое с греческого наименование учения о звуке. Звуком называют ощущение, воспринимаемое нашим органом слуха, при ударе о барабанную перепонку его, звуковых волн (ряд последовательных сгущений и разрежений воздуха), производимых вибрацией упругих

Архитектурная акустика

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ

Акустика

БСЭ

Акустика музыкальная

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АК) автора БСЭ

Атмосферная акустика

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АТ) автора БСЭ

Музыкальная акустика

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МУ) автора БСЭ

Акустика музыкальная (от греч. ἀκούω - слышу) - одно из направлений общей акустики, наука, изучающая объективные физические закономерности музыкального звука: его возникновение и создание (акустика музыкальных инструментов, акустика речи и пения, электроакустика); распространение (архитектурная акустика, звукозапись, трансляция); восприятие (психоакустика - акустика человеческого слуха). Музыкальная акустика является также областью музыковедения . Она исследует такие явления, как высота, громкость, длительность и тембр музыкальных звуков, консонанс и диссонанс, музыкальные системы и строи, музыкальный слух, особенности музыкальных инструментов и человеческого голоса. В музыкальной акустике используются данные и применяются методы общей физической акустики, занимающейся изучением процессов возникновения и распространения звука. Музыкальная акустика связана с другими отраслями музыковедения , такими как гармония , теория музыки, оркестровка, инструментоведение, музыкальная психология и др. Термин «музыкальная акустика» был введен в науку в 1898 швейцарским ученым-акустиком А.Жанкьером («Основы музыкальной акустики»).

На протяжении долгого времени основным объектом изучения музыкальной акустики были численные соотношения между частотами звуков, образующих интервалы, лады, музыкальные системы и т.д. Позже в музыкальную акустику были включены разделы, связанные с изучением объективными способами особенностей музыкального инструментария и человеческого голоса, закономерностей исполнительского творчества и музыкального восприятия.

История музыкальной акустики как научного направления берет начало в учениях древнегреческих (Пифагор и его школа, Аристотель), китайских (Люй Бу-вэй) и др. философов и музыкантов, давших математическое обоснование музыкальных систем, интервалов и ладов, установивших связь высоты звука с частотой колебаний струн, а также законы отражения и поглощения звуковых волн в помещении.

Дальнейшее развитие музыкальной акустики связано с деятельностью ученых и музыкантов XVI-XVII веков Л.да Винчи, Дж.Царлино, Г.Галилея, М.Мерсена, Ж.Совёра, Р.Бойля и др., накопивших значительный объем экспериментальных знаний. XVIII век - период развития теоретической музыкальной акустики в трудах Д. Бернулли, Л.Эйлера, Е.Хладни. Открытия этих ученых позволили приступить к акустическому анализу механизмов звукообразования в музыкальных инструментах, что дало возможность развивать и совершенствовать последние.

В XIX в. значительный вклад в развитие музыкальной акустики внес выдающийся немецкий физик, математик, физиолог и психолог Г. Гельмгольц , разработавший резонансную теорию слуха. Ее основные положения изложены ученым в труде «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки» («Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage für die Theorie der Musik», 1863). Согласно резонансной теории слуха восприятие высоты звука есть результат резонансного возбуждения настроенного на различные частоты волокон кортиева органа. Труды Гельмгольца стали фундаментом для развития в конце XIX в. самостоятельного направления науки - психоакустики. Развитие музыкальной акустики в конце XIX - нач. XX вв. продолжили немецкие ученые К.Штумпф и В.Кёлер, изучавшие объективными способами механизмы ощущения и восприятия звуковых колебаний. В 1891 был опубликован труд Г. «Акустика с точки зрения музыкальной науки. Таким образом, к концу XIX в. сформировались основные направления музыкальной акустики, занимающиеся проблемами создания, распространения и восприятия музыкальных звуков.

В XX в. область исследований музыкальной акустики продолжает расширяться: в нее включаются разделы, связанные с изучением объективных характеристик различных музыкальных инструментов, а также акустики студий звукозаписи, радио и телестудий, воспроизведения записанной музыки, реставрации записей, стереофонической записи и др. В конце XX в. в акустике сформировалось новое направление «аурализация» (термин М. Клейнера), основанная на компьютерных технологиях. Цель аурализации - создание трехмерных виртуальных моделей любых помещений, дающее возможность воспроизвести звучание музыки и речи в любых залах, в том числе и только проектируемых. Проблемами музыкальной акустики занимаются крупные центры: IRCAM (Франция), Стэнфордский университет (США), Кэмбриджский университет (Великобритания), Институт музыкальной акустики (Австрия), Шведская академия музыки и др.

Существенный вклад в развитие современной музыкальной акустики внесли русские ученые Н.А. Гарбузов (зонная концепция музыкального слуха), А.А. Володин (теория звуковысотного восприятия), Л.С.Термен (электроакустические измерения), А.В. Римский-Корсаков, Е.В. Назайкинский , Ю.Н.Рагс, В.П. Морозов, И.А. Алдошина . Развитие их теорий привело к разработке новых методов исследования. Зонная концепция музыкального слуха Гарбузова сделала возможной расшифровку и анализ исполнительских оттенков в интонировании, динамике, темпе и ритме, опирающиеся на объективные данные, характеризующие музыкальное звучание, художественное исполнение. Теория звуковысотного восприятия Володина дала метод анализа музыкальных звуков, основанный на выделении частичных тонов из сложного звукового спектра и измерении их относительной интенсивности. Эксперименты в области электроакустических измерений привели к новым методам исследования в акустике музыкальных инструментов. Значительный вклад в развитие музыкальной акустики внесли труды и деятельность И.А.Алдошиной .

Новые современные направления музыкальной акустики связаны с созданием спектральной, акустической, микротоновой и др. музыки при помощи компьютерных технологий (Студия электронной музыки и Термен-центр при МГК имени П.И.Чайковского, компьютерная лаборатория NTONYX при Новосибиоской государственной консерватории и др.)

Литература: Курышева Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Музыковедение». - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007.

Акустические системы

Сегодня невозможно найти человека, затрудняющегося ответить на вопрос ‒ какова функция ящиков и ящичков на авансценах концертных залов, ресторанов, молодежных клубов, кинотеатров или в комнатах меломанов? Это акустические системы , превращающие электрический сигнал в звук необходимой громкости.

В нашем интернет-магазине имеется огромный выбор специализированных акустических систем. Одни из них предназначены для домашнего прослушивания музыки, другие - для индивидуального и ансамблевого музицирования, третьи - для зрелищно-концертных мероприятий. Часть этой аппаратуры снабжена дополнительными устройствами (например, микшеры , эквалайзеры , микрофоны ) и аксессуарами (стойки , подставки , крепеж ). Здесь каждый найдет то, что ему нужно.

Любая акустическая система - это плод сложных расчетов и творческого озарения инженеров-звукотехников. Не станем вдаваться в детали конструкций и электрических схем. Но что же нужно знать, чтобы выбор в океане ассортимента был осмысленным?

Вначале обратим внимание на корпус (или, как говорят специалисты, - на акустическое оформление ). Это не банальная подставка для закрепления излучателей, а полноценная резонирующая дека. Поэтому имеет значение материал, из которого корпус изготовлен:

фанера (как у EUROSOUND FOCUS-1100A-USB ) или спрессованные древесные волокна (как у JBL JRX225 ) насыщают звук благородством обертонов нижнего и среднего спектра;

металл (как у изделий типа мегафон PROAUDIO PMD-25 ) или пластик (у AudioVoice AP212D ) высвечивают высокочастотный спектр.

Во-вторых, все многообразие акустических систем может быть сведено к двум основным типам:

а) пассивные акустические системы трансформируют в звук электрический сигнал, полученный от внешнего усилителя. Они могут составить кабинет из нескольких акустических систем, когда в условиях больших залов или открытых пространств нужно достичь мощного усиления звука (например, MARTIN AUDIO F15+ , EUROSOUND PORT-8 или JBL JRX225 ). Используя их, Вы избегаете забот с подключением к электропитанию, с заземлением каждой отдельной системы и, соответственно, ‒ с мешающими всем жгутами проводов. Но полезно знать, что согласование усилителя и акустической системы - непростая инженерная задача. Поэтому купить усилитель и акустические системы различных фирм ‒ значит вступить в зону риска: результат может Вас разочаровать;

б) активные акустические системы снабжены встроенной в общий корпус и согласованной с излучателями электроникой. В случаях, когда акустические системы устанавливаются компактно и не возникает особых проблем с их подключением к электросети и заземлением, эти устройства имеют явные преимущества (EUROSOUND ESM-8Bi , TOPP PRO X 10A , BEHRINGER B215D и др.).

В-третьих, даже далекому от акустики человеку понятно, что спектр звуковых частот не может быть качественно воспроизведен одним источником звука. Акустические системы обычно снабжены несколькими излучателями, каждый из которых отвечает за свою полосу (диапазон) звуковых частот. В продаже имеются двухполосные (например, American DJ ELS GO 8BT ) и трехполосные акустические системы (Biema FP153AII ).

Однако низкочастотный спектр часто поручается отдельным устройствам, называемым субвуферы , которые также могут быть пассивного (JBL STX828S ) и активного (Behringer VQ1800D ) типов.

Как Вы, конечно, поняли, с выбором акустических систем важно «не промахнуться». Обратитесь к нашим консультантам, они помогут Вам подобрать такие устройства, которые будут соответствовать Вашим требованиям, особенностям помещения и условиям эксплуатации.

Акустика - это наука о звуке, название которой происходит от греческого слова (акуо) - «слышу». Задачей акустики является изучение физической природы звука и проблем, связанных с его возникновением, распространением и восприятием.

Звук имеет двойственную природу:

С одной стороны, это объективный процесс передачи энергии механических колебаний частиц в упругой среде (воздухе, жидкости, твердом теле);

С другой стороны, это только те виды механических колебаний среды, которые воспринимаются слуховой системой.

Звук - это особый вид механических колебаний упругой среды, способный вызывать

слуховые ощущения.

- возникновение звука , что требует изучения физической природы звука, а также методов и средств его создания. Этими вопросами занимается акустика музыкальных инструментов, аку-

стика речи, электроакустика и др; определяется колебаниями струн, пластин, мембран, столбов воздуха и других элементов музыкальных инструментов, а также диафрагм громкоговорителей и прочих упругих тел;

- передача звука от источника к слушателю - это задачи архитектурной акустики, электроакустики и др.; - зависит от механических колебаний частиц среды (воздуха, воды, дерева, металла и др.);

- восприятие звука слуховой системой и связь слуховых ощущений с объективными параметрами звука - это задачи психоакустики. Начинается с механических колебаний барабанной перепонки в слуховом аппарате, и только после этого происходит сложный процесс обработки информации в различных отделах слуховой системы.

Примерно 25% информации об окружающем мире человек получает от слуховых анализаторов, 60% - от зрительных и 15% - от остальных.

Слуховая система человека воспринимает только ограниченный класс механических колебаний среды, находящихся в определенных пределах по уровню громкости (звуковое давление от 2 x 10 -5 Па до 20 Па болевой порог, изменение уровня звукового давления от 0 дБ до 120 дБ) и по высоте (изменение частоты от 20 Гц до 20000 Гц). Больше 20 000 Гц – ультразвук. Ниже 20 Гц – инфразвук.

Все окружающие звуки можно условно разделить по различным признакам, например:

- по способу создания - на натуральные и искусственные (природный шум, речь, музыка, биосигналы, электронные звуки);

- по информационному признаку - на звуки для передачи семантической (смысловой) и эмоциональной информации (речь, пение и музыка); для передачи информации об окружающей среде (шум, сигнальные звуки и др.);

- по физическим параметрам , таким как: частотный диапазон (инфразвук, ультразвук, гиперзвук и др.); степень предсказуемости (случайные сигналы, например белый шум; детерминированные сигналы; квазислучайные сигналы, в т. ч. музыка и речь); временная структура (периодические, непериодические, импульсные и др.) и т. д.

Общая (физическая) акустика - теория излучения и распространения звука в различных средах, теория дифракции, интерференции и рассеяния звуковых волн. Линейные и нелинейные процессы распространения звука.

Архитектурная акустика - законы распространения звука в закрытых (полузакрытых, открытых) помещениях, методы управления структурой поля в помещении и т. д.

Строительная акустика - защита от шума зданий, промышленных предприятий и др. (расчет конструкций и сооружений, выбор материалов и т. д.).

Психоакустика - основные законы слухового восприятия, определение связи объективных и субъективных параметров звука, определение законов расшифровки «звукового образа».

Музыкальная акустика - проблемы создания, распространения и восприятия музыкальных звуков, точнее - звуков, используемых в музыке.

Биоакустика - теория восприятия и излучения звука биологическими объектами, изучение слуховой системы различных видов животных и др.

Электроакустика - теория и практика конструирования излучателей и приемников, преобразующих электрическую энергию в акустическую и наоборот, а также всех элементов современных звуковых трактов записи, передачи и воспроизведения звука.

Аэроакустика (авиационная акустика) - излучение и распространение шумов в авиационных конструкциях; методы звукоизоляции и звукопоглощения, теория распространения ударных звуковых волн и т. д.

Гидроакустика - распространение, поглощение, затухание звука в воде, теория гидроакустических преобразователей, теория антенн и гидроакустических эхолокаторов, распознавание движущихся объектов и др.

Акустика транспорта - анализ шумов, разработка методов и средств звукопоглощения и звукоизоляции в различных видах транспорта (самолеты, поезда, автомобили и др.).

Медицинская акустика - разработка медицинской аппаратуры, основанной на обработке и передаче звуковых сигналов (слуховые аппараты, диагностические приборы-анализаторы шумов сердца, легких и др.).

Ультразвуковая акустика - теория ультразвука, создание ультразвуковой аппаратуры, в т. ч. ультразвуковых преобразователей для промышленного применения в гидроакустике, измерительной технике и др.

Квантовая акустика (акустоэлектроника) - теория гиперзвука, создание фильтров на поверхностных акустических волнах и т. д.

Акустика речи - теория и синтез речи, выделение речи на фоне шумов, автоматическое распознавание речи и т. д.

Цифровая акустика - активно развивается в последние годы, постепенно выделяется в самостоятельное направление в связи с созданием нового поколения микропроцессорной (аудиопроцессорной) и компьютерной техники.

(от греч. akustikos - слуховой, слушающийся), в узком смысле слова - учение о звуке, т. е. об упругих колебаниях и волнах в газах, жидкостях и твёрдых телах, слышимых человеческим ухом (частоты таких колебаний находятся в диапазоне 16 гц-20 кгц); в широком смысле - область физики, исследующая упругие колебания и волны от самых низких частот (условно от 0 гц) до предельно высоких частот 1012-1013 гц, их взаимодействия с веществом и применения этих колебаний (волн).

Акустический институт Академии наук СССР (АКИН)

научно-исследовательское учреждение, в котором ведутся работы в области акустики. Создан в Москве в 1953 на базе Акустической лаборатории Физического института им. П. Н. Лебедева АН СССР. Основные направления работ института (1968): исследования по распространению и дифракции звука, физиологической акустике, нелинейной акустике, ультразвуку, физической акустике жидкости и газов, акустике твёрдого тела и квантовой акустике, акустике океана; изыскание новых материалов, применяемых в акустических преобразователях; изыскание новых вибропоглощающих материалов и методов борьбы с шумами и вибрациями. Архитектурная акустика - акустика помещений, область акустики, изучающая распространение звуковых волн в помещении, отражение и поглощение их поверхностями, влияние отражённых волн на слышимость речи и музыки. Целью исследований служит создание приёмов проектирования залов (театральных, концертных, лекционных, радиостудий и т. п.) с заранее предусмотренными хорошими условиями слышимости.

Бел

единица логарифмической относительной величины (логарифма отношения двух одноимённых физических величин), применяется в электротехнике, радиотехнике, акустике и других областях физики; обозначается б или В, названа по имени американского изобретателя телефона А. Г. Белла. Число N белов, соответствующее отношению двух энергетических величин P1 и P2 (к которым относятся мощность, энергия, плотность энергии и т.д.), выражается формулой N = lg(P1/P2), а для "силовых" величин F1 и F2 (напряжения, силы тока, давления, напряжённости поля и др.) N = 2·lg(F1/F2). Обычно применяют 0,1 долю Бел, называемою децибелом (дб, dB).

Белый шум

шум, в котором звуковые колебания разной частоты представлены в равной степени, т. е. в среднем интенсивности звуковых волн разных частот примерно одинаковы, например шум водопада. Название "Белый шум" - по аналогии с белым светом. См. также Шум.

Воспринимаемый уровень звука (PN дБ)

уровень звукового давления случайного шума в полосе от одной трети октавы до одной октавы в окрестности частоты 1000 Гц, соответствующий, по оценке «нормальных» слушателей, громкости рассматриваемого шума.

Время реверберации

промежуток времени после выключения источника звука, в течение которого реверберационный звук данной частоты ослабевает на 60 дБ. Обычно измеряют время для первых 30 дБ ослабления и экстраполируют результат.

Высота звука

характеристика слухового восприятия, позволяющая распределить звуки по шкале от низких до высоких звуков. Зависит преимущественно от частоты, но также от величины звукового давления и формы волны.

Громкость звука

величина, характеризующая слуховое ощущение для данного звука. Громкость звука сложным образом зависит от звукового давления (или интенсивности звука), частоты и формы колебаний. При неизменной частоте и форме колебаний громкость звука растет с увеличением звукового давления. При одинаковом звуковом давлении Громкость звука чистых тонов (гармонических колебаний) различной частоты различна, т. е. на разных частотах одинаковую громкость могут иметь звуки разной интенсивности. Громкость звука данной частоты оценивают, сравнивая её с громкостью простого тона частотой 1000 гц. Уровень звукового давления (в дб) чистого тона с частотой 1000 гц, столь же громкого (сравнением на слух), как и измеряемый звук, называется уровнем громкости данного звука (в фонах). Громкость звука для сложных звуков оценивают по условной шкале в сонах. Громкость звука является важной характеристикой музыкального звука.

Децибел

(от деци... и бел) - дольная единица от бела - единицы логарифмической относительной величины (десятичного логарифма отношения двух одноимённых физических величин - энергий, мощностей, звуковых давлений и др.); равна 0,1 бел. Обозначения: русское дб, международное dB. Децибел чаще применяется на практике, чем основная единица - бел.

Звуковое давление

давление, дополнительно возникающее при прохождении звуковой волны в жидкой и газообразной среде. Распространяясь в среде, звуковая волна образует сгущения и разрежения, которые создают добавочные изменения давления по отношению к среднему значению давления в среде. Т. о., звуковое давление представляет собой переменную часть давления, т. е. колебания давления относительно среднего значения, частота которых соответствует частоте звуковой волны. Звуковое давление - основная количественная характеристика звука. Единица измерения Звукового давления в системе единиц СИ - ньютон на м2 (ранее употреблялась единица бар: 1 бар = 10-1 н/м2). Иногда для характеристики звука применяется уровень звукового давления - выраженное в дб отношение величины данного звукового давления к пороговому значению З. д. ро = 2-10-5 н/м2. При этом число децибел N = 20 lg (p/po). Звуковое давление в воздухе изменяется в широких пределах - от 10-5 н/м2 вблизи порога слышимости до 103 н/м2 при самых громких звуках, например шумах реактивных самолётов. В воде на ультразвуковых частотах порядка нескольких Мгц с помощью фокусирующих излучателей получают значение З. д. до 107 н/м2. При значительном звуковом давлении наблюдается явление разрыва сплошности жидкости - кавитация. Звуковое давление следует отличать от давления звука.

Звукоизоляция ограждающих конструкций зданий

ослабление звука при его проникновении через ограждения зданий в более широком смысле - совокупность мероприятий по снижению уровня шума, проникающего в помещения извне. Количественная мера звукоизоляции ограждающих конструкций, выражаемая в децибелах (дб), называется звукоизолирующей способностью. Различают звукоизоляцию от воздушного и ударного звуков. Звукоизоляция от воздушного звука характеризуется снижением уровня этого звука (речи, пения, радиопередачи) при прохождении его через ограждение и оценивается частотной характеристикой звукоизоляции в диапазоне частот 100-3200 гц с учётом влияния звукопоглощения изолируемого помещения. Звукоизоляция от ударного звука (шагов людей, передвигания мебели и т.п.) зависит от уровня звука, возникающего под перекрытием, и оценивается частотной характеристикой приведённого уровня звукового давления в том же диапазоне частот при работе на перекрытии стандартной ударной машины, также с учётом звукопоглощения изолируемого помещения.

Звукопоглощающие конструкции

устройства для поглощения падающих на них звуковых волн. Звукопоглощающие конструкции включают звукопоглощающие материалы, средства их укрепления, иногда - декоративные покрытия. Наиболее распространённые типы звукопоглощающих конструкций - звукопоглощающие облицовки внутренних поверхностей (потолков, стен, вентиляционных каналов, шахт лифтов и т. п.), штучные звукопоглотители, элементы активных глушителей шума.

Импеданс акустический

комплексное сопротивление, которое вводится при рассмотрении колебаний акустических систем (излучателей, рупоров, труб и т. п.). Импеданс акустический представляет собой отношение комплексных амплитуд звукового давления и объёмной колебательной скорости частиц среды (последняя равна произведению усреднённой по площади колебательной скорости на площадь, для которой определяется И. а.). Комплексное выражение «Импеданс акустический» имеет вид Za = Ra + i Xa, где i - мнимая единица. Разделяя комплексный Импеданс акустический на вещественную и мнимую части, получают активную Ra и реактивную Xa составляющие Импеданс акустический - активное и реактивное акустические сопротивления. Первое связано с трением и потерями энергии на излучение звука акустической системой, а второе - с реакцией сил инерции (масс) или сил упругости (гибкости). Реактивное сопротивление в соответствии с этим бывает инерционное или упругое.

Коэффициент поглощения (α)

если поверхность находится в звуковом поле, то «α» есть отношение звуковой энергии, поглощенной поверхностью, к энергии, падающей на нее. Если поглощается 60 % падающей энергии, то коэффициент поглощения равен 0,6.

Музыкальная акустика

наука, изучающая объективные физические закономерности музыки в связи с её восприятием и исполнением. Исследует такие явления, как высота звука, громкость звука, тембр и длительность музыкальных звуков, консонанс и диссонанс, музыкальных системы и строи. Занимается изучением музыкального слуха, исследованием музыкальных инструментов и человеческих голосов. Выясняет, как физические и психофизиологические закономерности музыки отражаются в специфических законах этого искусства и воздействуют на их эволюцию. В музыкальной акустике используются данные и методы общей физической акустики, изучающей процессы возникновения и распространения звука. Она тесно связана с архитектурной акустикой, с психологией восприятия, физиологией слуха и голоса. Музыкальная акустика привлекается для объяснения ряда явлений в области гармонии, музыкальных инструментов, инструментовки и т.д. Ограждающие конструкции зданий и сооружений, строительные конструкции (стены, перекрытия, покрытия, заполнения проёмов, перегородки и т.д.), ограничивающие объём здания (сооружения) и разделяющие его на отдельные помещения. Основное назначение ограждающих конструкций защита (ограждение) помещений от температурных воздействий, ветра, влаги, шума, радиации и т.п., в чём состоит их отличие от несущих конструкций, воспринимающих силовые нагрузки; это отличие условно, т.к. часто ограждающие и несущие функции совмещаются в одной конструкции (стены, перегородки, плиты перекрытий и покрытий и др.). Ограждающие конструкции разделяют на внешние (или наружные) и внутренние. Внешние служат главным образом для защиты от атмосферных воздействий, внутренние) в основном для разделения внутреннего пространства здания и шумоизоляции.

Поглощение звука

превращение энергии звуковой волны в другие виды энергии, и в частности в тепло; характеризуется коэффициентом поглощения а, который определяется как величина, обратная расстоянию, на котором амплитуда звуковой волны уменьшается в е = 2,718 раз. а выражается в см-1 т.е. в неперах на см или же в децибелах на м (1 дб/м = 1,15·10-3 см-1).

Порог слышимости

минимальная величина звукового давления, при которой звук данной частоты может быть ещё воспринят ухом человека. Величину «порог слышимости» принято выражать в децибелах, принимая за нулевой уровень звукового давления 2·10-5 н/м2 или 2·10-4 н/м2 при частоте 1 кгц (для плоской звуковой волны). Порог слышимости зависит от частоты звука. При действии шумов и др. звуковых раздражений П. с. для данного звука повышается, причём повышенное значение порога слышимости сохраняется некоторое время после прекращения действия мешающего фактора, а затем постепенно возвращается к исходному уровню. У разных людей и у одних и тех же лиц в разное время порога слышимости может различаться в зависимости от возраста, физиологического состояния, тренированности. Измерения порога слышимости обычно производятся методами аудиометрии.

Реверберация

(позднелат. reverberatio - отражение, от лат. reverbero - отбрасываю), процесс постепенного затухания звука в закрытых помещениях после выключения его источника. Воздушный объём помещения представляет собой колебательную систему с очень большим числом собственных частот. Каждое из собственных колебаний характеризуется своим коэффициентом затухания, зависящим от поглощения звука при его отражении от ограничивающих поверхностей и при его распространении. Поэтому возбуждённые источником собственные колебания различных частот затухают неодновременно. Реверберация оказывает значительное влияние на слышимость речи и музыки в помещении, т.к. слушатели воспринимают прямой звук на фоне ранее возбуждённых колебаний воздушного объёма, спектры которых изменяются во времени в результате постепенного затухания составляющих собственных колебаний. Влияние реверберации тем более значительно, чем медленнее они затухают. В помещениях, размеры которых велики по сравнению с длинами волн, спектр собственных колебаний можно считать непрерывным и представлять реверберацию как результат сложения прямого звука и ряда запаздывающих и убывающих по амплитуде его повторений, обусловленных отражением от ограничивающих поверхностей.

Строительная акустика

научная дисциплина, изучающая вопросы защиты помещений, зданий и территорий населённых мест от шума архитектурно-планировочными и строительно-акустическими (конструктивными) методами. Строительную акустику рассматривают и как отрасль прикладной акустики, и как раздел строительной физики. К архитектурно-планировочным методам строительной акустики относятся: рациональные (с точки зрения защиты от шума) объёмно-планировочные решения зданий и помещений; удаление источников шума от защищаемых объектов; оптимальная планировка микрорайонов, жилых районов, а также территорий промышленных предприятий.

Фон

(от греч. phone - звук) - единица уровня громкости звука. В связи с тем, что на разных частотах одинаковую громкость могут иметь звуки разной интенсивности (различающиеся звуковым давлением), громкость звука оценивают, сравнивая её с громкостью стандартного чистого тона (обычно частотой 1000 гц). 1 Фон - разность уровней громкости двух звуков данной частоты, для которых равные по громкости звуки с частотой 1000 гц отличаются по интенсивности (уровню звукового давления) на 1 децибел. Для чистого тона частотой 1000 гц шкала Фона совпадает со шкалой децибел.

Шум

беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры. В быту под шумом понимают разного рода нежелательные акустические помехи при восприятии речи, музыки, а также любые звуки, мешающие отдыху, работе. Шум играет существенную роль во многих областях науки и техники: акустике, радиотехнике, радиолокации, радиоастрономии, теории информации, вычислительной технике, оптике, медицине и др. Шум, независимо от физической природы, отличается от периодических колебаний случайным изменением мгновенных значений величин, характеризующих данный процесс. Часто шум представляет собой смесь случайных и периодических колебаний. Для описания шума применяют различные математические модели в соответствии с их временной, спектральной и пространственной структурой. Для количественной оценки шума пользуются усреднёнными параметрами, определяемыми на основании статистических законов, учитывающих структуру шума в источнике и свойства среды, в которой шум распространяется.

Шумозащита

комплекс мероприятий (технических, архитектурно-планировочных, строительно-акустических и др.), осуществляемых для защиты от шума и ограничения его уровня в помещениях, зданиях и на территории населённых мест в соответствии с требованиями санитарных норм. Эффективная шумозащита в значительной мере способствует повышению степени благоустройства населённых мест, оздоровлению условий быта, труда и отдыха населения. См. также Звукоизоляция ограждающих конструкций зданий, Звукопоглощающие конструкции, Строительная акустика.

Шумомер

прибор для объективного измерения уровня громкости звука (шума). Шумомер содержит ненаправленный измерительный микрофон, усилитель, корректирующие фильтры, детектор и стрелочный прибор - индикатор. Общая схема шумомера выбрана так, чтобы его свойства приближались к свойствам человеческого уха. Чувствительность уха зависит от частоты звука, а вид этой зависимости изменяется с изменением интенсивности измеряемого шума (звука). Поэтому в шумомере имеются 3 комплекта фильтров, обеспечивающих нужную форму частотной характеристики при малой громкости ~40 фон (используется в диапазоне 20-55 фон), В - средней громкости ~70 фон (55-85 фон) и С - большой громкости (85-140 фон). Характеристика при большой громкости равномерна в полосе частот 30-8000 гц. Шкала А применяется также для измерения уровня громкости, выраженного в единицах - децибел с пометкой А, т. е. дб (А), при любой громкости. Величиной уровня звука в дб (А) пользуются при нормировании громкости шума в промышленности, жилых домах и на транспорте. Переключение фильтров производится вручную в зависимости от громкости измеряемого звука (шума). Выпрямленный квадратичным детектором сигнал усредняется за время, соответствующее постоянной времени уха 50-60 мсек (промежуток времени, в течение которого ухо вследствие своей инерционности воспринимает два отд. звуковых сигнала как один слитный). Шкала выходного прибора градуируется в децибелах относительно среднеквадратичного уровня звукового давления (2·10-5 н/м2) по одной из 3 шкал - А, В или С. Современный шумомер представляет собой компактный портативный прибор, питание которого осуществляется при помощи находящихся внутри сухих батарей. Микрофон, электронная схема и индикатор шумомера должны быть предельно устойчивы по отношению к изменениям температуры, влажности, барометрического давления, а также стабильны во времени.

ЭХО

отраженный звук, достигающий слушателя с таким большим запозданием, что вызывает ощущение, отдельное от ощущения прямого звука.

Просмотров