Успенский собор (Кирилло-Белозерский монастырь). Кириллов

Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря

Вторая деревянная Успенская церковь, «украшенная иконами и инеми красотами», просуществовала, недолго. Как сообщает предание, она сгорела во время сильного пожара, разразившегося где-то между 1462 - 1497 годами. В 1462 году ее еще видел Пахомий Серб, автор жития Кирилла.

Успенский собор, построенный в 1497 году - первый каменный храм Кирилло-Белозерского монастыря, третий на Русском Севере (после соборов Спасо-Каменного - 1481 г. и Ферапонтова - 1490 г. монастырей). Ему предшествовали два деревянных Успенских храма. Собор расписан в 1641 иконописцем Любимом Агеевым, который, вернувшись в 1643 году из Кириллова, расписывал Успенский собор Московского кремля. Отсутствие местных строительных кадров — зодчих, каменщиков и прочих мастеров — заставило богатый монастырь обратиться за помощью в сооружении нового, монументального собора в центр своей епархии - Ростов Великий. Согласно летописным данным, прибывшие в Кириллов в 1497 году ростовские мастера - 20 каменщиков и «стенщиков» во главе с Прохором Ростовским - в течение одного летнего сезона (5 месяцев) возвели каменный соборный храм.

Новый Успенский собор летописи именовали «церковью великой». И действительно, для своего времени он был очень значительным, превышая по размерам многие постройки тех лет в Москве и других городах. Даже сегодня, несмотря на все последующие переделки, здание не утратило своего величественного и торжественного облика. Его компактный кубический объем с тремя широкими и несколько уплощенными полукруглыми апсидами увенчан мощной, крепко посаженной главой. Подобный тип храма принадлежит к наиболее распространенным в Северо-Восточной Руси во второй половине XV века, в эпоху формирования под главенством Москвы общерусского зодчества. Однако трактован он очень индивидуально, отличаясь массивностью и простотой. Лишенный подклета и сначала свободный от тесно окружающих его сейчас пристроек, собор как бы вырастает прямо из земли, производя внушительное впечатление монументальностью и собранностью своих форм.

Из композиционных особенностей собора отметим сильный сдвиг главы к восточной стороне куба. Барабан возведен не над серединой основного объема, а над центром всего здания, включая апсиды. Этот прием обусловлен стремлением к гармоничности и уравновешенности объемно-композиционного построения; он ведет свое происхождение также от раннемосковских храмов. Восточная пара столбов поставлена близко к межапсидным стенкам, почти сливается с ними, подготавливая во многом позднейший переход к двухстолпию. В результате внешние деления пилястрами северного и южного фасадов не совпадают с внутренними пространственными членениями интерьера столбами, что ведет к декоративности фасадных форм. Успенский собор оказал большое влияние на сложение и развитие местной каменной культовой архитектуры, во многом предопределив разработку ее планировочных и объемно-композиционных форм, а также характер убранства. Одноэтажная сводчатая паперть собора с западной и северной сторон относится к 1595-1596 годам. На наружных стенах паперти хорошо заметны первоначальные широкие арочные проемы, в XVII веке заложенные и превращенные в небольшие окна. Высокий притвор с главой и низким полукруглым тамбуром входа, возведенный в 1791 году, значительно искажает внешний облик собора.

О внутреннем убранстве первых двух деревянных храмов Кирилловской обители почти ничего не известно. Скудные летописные источники лишь упоминают о том, что вторая деревянная церковь Успения украшена была «благолепными» иконами. Существует предположение, что из этого храма происходит икона «Богоматерь Одигитрия» московской школы второй четверти XV века. Фигура богоматери трактована в обобщенно-монументальных формах. Строгое, спокойное лицо ее слегка повернуто к младенцу. В верхних углах иконы изображены склонившиеся к Марии ангелы. Внутреннее убранство каменного Успенского собора, известное по различным источникам, было довольно нарядным и богатым. Идеи нестяжателей, очевидно, не оказали существенного влияния на его оформление.

Главную «красоту» храма составляли иконы и стенопись. Собор был расписан в 1641 году на вклад царского дьяка Никифора Шипулина. Сохранившаяся на северной стене летопись-надпись донесла имя основного автора фресок: «Подписывали иконное стенное письмо иконописцы Любим Агеев со товарищи». Любим Агеев хорошо известен по росписям Николо-Надеинской церкви в Ярославле и московского Успенского собора. Однако судить о его почерке весьма трудно, так как эти фрески в XVIII-XIX веках были записаны и обновлены, а стенопись собора Кирилло-Белозерского монастыря покрыта в 1838 году грубой масляной живописью. Расчищенные отдельные незначительные фрагменты говорят о том, что в творчестве Любима Агеева были еще необычайно сильны старые монументальные черты.

В XVII веке были расписаны также своды и стены западной паперти Успенского собора. От этих фресок сохранились лишь две композиции внутри двух маленьких помещений по сторонам входной пристройки. Точно определить дату росписи и мастера весьма сложно, однако есть основания отнести ее к 50-м годам XVII века и по аналогии с живописью московской церкви Троицы в Никитниках и костромской церкви Воскресения «на Дебре» приписать ее стенописцу, старшему знаменщику артели костромичей Василию Ильину Запокровскому. Для фресок Запокровского характерна удивительная любовь к реальной жизни, чувство меры в композициях. Ему свойственна необычайная лиричность, изящество в изображении человеческих фигур, свободно расположенных в пространстве, необыкновенная легкость, уверенность и точность рисунка. Среди художников костромской школы стенописцев XVII века Василий Запокровский с его ярко выраженным стремлением к реализму, светскости, поэтичности и лиричности занимает одно из первых мест.

Связанный с символикой самого храма, иконостас имел четыре яруса икон: первый снизу - местный, затем - деисусный, праздничный и пророческий ряды. Во всех ярусах иконы стояли как на полках на простых, без всякой резьбы тяблах, лишенные каких-либо разделяющих колонок. В местном ряду находились наиболее древние чудотворные и местночтимые иконы, непосредственно связанные с историей храма. Деисусный ряд в XV веке был одним из самых больших, насчитывая двадцать одну икону.

В XVII веке иконостас Успенского собора претерпел существенные изменения. Из ранних памятников в местном ряду остались лишь «Успение», «Одигитрия», «Кирилл Белозерский в житии» конца XV века и др. К четырем основным ярусам добавили пятый - праотеческий; были сделаны новые царские врата с великолепным серебряным чеканным окладом. Они были пожалованы царем Алексеем Михайловичем в 1645 году. В XIX веке простые тябла иконостаса заменили существующими и доныне резными, золочеными, с колонками между иконами. При этом иконы пришлось раздвинуть, а некоторые вообще не поместились в новый иконостас.

Обилие небольших икон в храме, особенно пядниц, объясняется необходимостью определенного гармоничного «комплектования» местного ряда иконостаса. Обычно иконы нижнего яруса различались по размерам: наряду с огромными были и небольшие; над последними и помещали пядницы, чтобы придать всему ярусу более или менее одинаковую высоту. Наиболее чтимой иконой местного ряда было «Успение» (первая четверть XV века). Во всех описях монастыря она приписывалась кисти Андрея Рублева. По совершенству композиции, по легкой просветленности ликов, по изысканности гармоничных цветовых соотношений эту икону можно отнести к работе Рублева. Однако некоторая архаичность форм и почти новгородская грузность образов противоречат такой атрибуции. Скорее всего, это произведение ближайшего ученика Рублева. Возможно, что сам мастер написал лишь одну-две основные фигуры. В местном ряду иконостаса Успенского собора находилась и икона «Кирилл Белозерский», выполненная известным художником Дионисием Глушицким в 1424 году.

Дионисий Глушицкий как личность весьма характерен для русского средневековья. Он родился в 1362 году близ Вологды, а умер в 1437 году, уже будучи игуменом основанного им же Сосновецкого монастыря на берегу реки Глушицы (отсюда и его прозвище). Круг интересов Дионисия был чрезвычайно обширен. Еще пребывая в иноках Кирилло-Белозерского монастыря, он не только писал иконы, но был и резчиком по дереву, и книгописцем, и плотником, и кузнецом, и плел корзины, Этому «мастеру на все руки» приписывалось множество икон. Однако после их расчистки в 1919-1920 годах выяснилось, что все они стилистически различны. Единственно достоверным произведением Дионисия Глушицкого в настоящее время является икона «Кирилл Белоэерский». На ней изображен кряжистый, вросший в землю, сутуловатый старик с окладистой бородой, с добрым, приветливым и умным лицом. В образе Кирилла воплощен идеал нравственно сильного и деятельного человека.

В 1614 году для иконы был специально сделан деревянный резной позолоченный киот. Позднее киот вместе с иконой был перенесен в придельную церковь Кирилла. Он створчатый, с килевидным верхом; в тимпане его изображен Спас Нерукотворный и два ангела. Створки с внешней стороны обложены басмой с характерным для XVII века растительным узором. Вверху и внизу киота резная надпись, выполненная красивой по начертанию вязью: «Образ чудотворца Кирилла списан преподобным Дионисием Глушицким еще живу сущу чюдотворцу Кириллу в лето 6932 (1424). Зделан сии киот в дом пречистые чюдотворца Кирилла в лето 7122 (1614) по благословлению игумена Матфея слава богу а(минь)». Низ киота украшен резными деревянными шашечками, типичными для памятников народного искусства. Любопытны расписные створки изделия с изображением событий из жизни Кирилла - рождения, явления Кириллу богоматери, водружения Кириллом креста при основании обители и, наконец, Дионисия пишущего образ Кирилла. В описях монастыря есть короткая запись о художнике Никите Ермолове из «Белозеры», написавшем в августе 1614 года «у чудотворцева образа два затвора (створки)».

Нет сомнения, что речь идет именно об этом киоте. Наиболее интересна сцена, где представлен Дионисий, сидящий возле стола, на котором лежит икона. С другой стороны стола стоит Кирилл, как бы позируя художнику. Фоном служат монастырские строения. Образ на иконе точно воспроизводит стоящего перед художником человека - черты лица, одеяние, позу. Это подтверждает и надпись, помещенная вверху композиции; «Преподобный Дионис(ий) напис(аша) святого Кирилла зря на святого». Упоминания о создании Дионисием Глушицким образа с живого Кирилла встречаются в документах и описях монастыря 1565-1601 и 1614 годов. Древнерусский живописец при написании образа пользовался не только методом, аналогичным созданию жития (рассказы очевидцев событий, людей, хорошо знавших человека), но и непосредственно работал с натуры.

С восточной стороны паперть Успенского собора заканчивается небольшой придельной церковью Владимира, усыпальницей Воротынских, сооруженной в 1554 году. Это - маленький одноглавый, бесстолпного типа храмик, квадратный в плане, с широкой полукруглой апсидой. Перекрытие его имеет форму двух коробовых сводов, между которыми в середине расположены ступенчатые сводики, создающие переход к световой главе. Подобная форма свода характерна для Пскова XV- XVI веков, но выполнена она несколько неумело, что вызывает предположение о постройке храма местными мастерами. Наружный облик храма во многом подражает Успенскому собору. Об этом свидетельствуют килевидные кокошники прежнего завершения (покрытие изменено), украшающие фасады пилястры и перспективный портал внутри паперти, а также широкие ленты кирпичного декора под кокошниками и на барабане. Хороша луковичная главка, крытая деревянным лемехом. Она относится ко времени обновления здания - к 1631 году. Нижнюю часть ее обегает великолепный ажурный подзор из золоченого железа с надписью о возведении и возобновлении храма. Сооружение вблизи собора церквей-усыпальниц не ограничилось Владимирским приделом. В 1645 году к нему с севера примкнул храм Епифания, возведенный над могилой князя Ф. Телятевского, в честь святого, имя которого он носил в монастыре после пострижения. Небольшое здание почти полностью повторяет формы стоящей рядом церкви. Это наглядно показывает, какую огромную роль играли «освященные древностью» традиции в монастырском строительстве в Кириллове.

С противоположной, южной стороны Успенского собора над гробницей Кирилла возвышается еще один, но более обширный придельный храм. Он был сооружен в 1785 году вместо прежней церкви 1585-1587 годов, разобранной «за ветхостью». Архитектурные формы его с высоким двухъярусным алтарем, увенчанным куполом, выдержаны в стиле провинциального, запоздалого барокко.

Храм перестраивался: позакомарное покрытие храма было заменено четырехскатной кровлей, строгую шлемовидную главу сменила вычурная барочная. Сегодня составить целостное впечатление об этом храме практически невозможно: с годами он оброс более поздними постройками, вплотную обступившими его. В оформлении его фасадов проявились в полной мере приемы раннемосковского зодчества: членение стен на прясла, пояса узорной кладки с применением изразцов, перспективные порталы с килевидными завершениями.

Сейчас в Успенском соборе обстановка пока убогая, белые пустые стены, небольшой временный иконостас из литографий Софрино - и это при том, что в экспозициях и запасниках музея находятся старинные монастырские иконы, намоленные на протяжении столетий.

Литература: Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1979. Кириллов. Историко-краеведческий альманах, вып. 1-2. Вологда, 1994-1997. Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397-1625), т. 1, вып. 1-2. СПб, 1897-1910



Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря формировался в течение нескольких столетий. Первые деревянные постройки, возведение которых началось ещё при основателе обители прп. Кирилле, не сохранились до наших дней. Начало каменного строительства относится к 1496 году, когда «почали ставити церковь каменную Успения Богородицы, а поставили в 5 месяцев, а стало в 250 рублёв, а мастеров белостенщиков 20, а большой мастер Прохор Ростовский». Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря стал третьим каменным храмом на территории Белозерского края. Лишь незадолго до этого были возведены два каменных храма в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере и в близком к Кириллову Ферапонтове монастыре. Местный летописец назвал его «великой церковью» не случайно: главный храм Кирилловой обители превзошёл по своим размерам соборы главных московских монастырей.

Архитектура храма впитала черты московского и новгородского зодчества. Весь облик храма был проникнут простотой и монументальностью. Массивное приземистое строение поражало изяществом и тонкостью внешней отделки. Стены расчленены узкими лопатками, а вверху, у основания закомар, украшены широкими поясами узорчатой кирпичной кладки, включавшими также керамические плиты с орнаментом и «балясник». Такие же пояса проходят по верху апсид и барабана. Если растительный орнамент керамических плит близок к белокаменной резьбе московских храмов, то кирпичное «узорочье» напоминает излюбленный мотив украшения стен памятников Пскова. Закомары собора имели острое килевидное завершение. Над закомарами поднимались ещё два яруса кокошников, которые создавали переход к массивному барабану, увенчанному шлемовидной главой. Такая композиция придавала довольно крупному зданию лёгкость и устремлённость ввысь. Входы в собор были оформлены характерными для московского зодчества прекрасно вытесанными из камня перспективными порталами с килевидным завершением, которые имеют характерные для московских построек бусины и сноповидные капители. Из трёх порталов сейчас сохранился только северный, выходящий на паперть.

В 1641 году Успенский собор был расписан костромским мастером Любимом Агеевым «с товарищи» на вклад царского дьяка Никифора Шипулина. Впоследствии облик собора был сильно изменён различными пристройками и переделками. Особенно заметны перестройки XVIII века, придавшие ему некоторые черты господствовавшего тогда стиля барокко: исчезли кокошники, вместо низкого шлемовидного завершения на барабане сооружена высокая глава сложной, несколько вычурной формы, растёсаны окна.
Сохранился иконостас, созданный около 1497 года. Он является уникальным памятником древнерусской иконописи. Это самый крупный комплекс одновременных икон, дошедший до нашего времени.

В 2010 году музей приступил к реставрации Успенского собора. В настоящее время завершены работы по реставрации барабана и главы, выполнено устройство наружного дренажа, реставрация столярных заполнений и фасадов храма. Для спасения уникальных фресок в соборе сделаны электроподогреваемые полы, что дало возможность регулирования температурно-влажностного режима. Реставраторами было проведено раскрытие живописи, укрепление и тонировка утрат живописи внутри собора.

https://kirmuseum.org/ru/monument/uspenskii-sobor-s-papertami

Кирилло-Белозерский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Кириллове Вологодской епархии

Монастырь стоит на высоко вздымающейся над рекой Шексной горе Мауре.

История

Становление монастыря как духовного центра

Расцвет "Северной Лавры" в XVI-XVII веках

Синодальный период

По инициативе тогдашнего настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря архимандрита Иринарха в году царь Пётр издал указ о возобновлении Валаамского монастыря . С по год Валаамская обитель была приписана к Кирилло-Белозерскому монастырю и возрождалась на его средства, трудами и заботами его братии.

Продолжается практика заточения в монастырь высоких особ - так, в - годах здесь пребывал лишенный сана оболганный архиепископ Варлаам (Вонатович) , около года - Феофилакт (Лопатинский) .

Закат "Северной Лавры" начался со второй половины XVIII века, после мероприятий правительства Екатерины II по секуляризации монастырских владений в году. Монастырь в одночасье стал беден, и его многочисленные здания, для поддержания которых не хватало средств, начали приходить в упадок. 1350 наиболее ценных рукописей, хранившихся в библиотеке монастыря, в начале века были переданы в библиотеку Санкт-Петербургской духовной академии .

Собор в честь Казанской иконы Божией Матери играл важную роль в жизни Кириллова: здесь совершались венчания и требы, выполнение которых невозможно было осуществить в монастыре. У собора располагалась главная площадь города, где проходили ярмарки.

В 1930-х годах собор был закрыт. Колокольню собора разрушили в конце или начале года. Тем не менее, собор оставался средоточием городской жизни, у его стен до 1960-х годов дважды в год собирались многолюдные ярмарки, а по воскресениям шумели базары. В советское время в здании собора размещался винный цех. Возродившаяся община Кириллова первым делом добилась выведения винного производства из храма, полуразрушенное здание было передано общине. Однако средств на капитальный ремонт собора нет.

Введенский храм

Евфимиевский храм

Церковь обладает исключительной ценностью как одна из древнейших сохранившихся в России деревянных построек, принадлежит к типу

Иконостас Успенского собора был создан приблизительно в 1497 году одновременно со строительством каменного храма. XV век - классическая пора в развитии русского иконостаса. В это время в нем появляются новые ряды икон, он обретает удивительную архитектурную упорядоченность. - и насчитывал почти 60 икон.

Иконографические особенности икон «кирилловского» комплекса позволяют сделать вывод о том, что их создатели ориентировались на иконостасы Успенского собора во Владимире и Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре. Над созданием этого масштабного комплекса трудилась приглашенная в монастырь артель, в составе которой было три ведущих иконописца, связанных с разными художественными традициями: московской, новгородской, возможно, ростовской.

Наиболее ярко манера каждого из трёх мастеров, создавших кирилловский иконостас, проявилась в написании праздничных икон. В иконах «Рождество Богоматери», «Введения Богоматери во храм», «Сретение» ярко ощущаются черты дионисиевского направления - одного из ведущих в московском искусстве конца XV - начала XVI века. Характерной особенностью почерка этого мастера являются яркие контрастные цвета - прежде всего, киноварь - яркий красный минеральный пигмент, и азурит - пигмент синего цвета, который ценился на вес золота. Росписи во многих храмах, посвященных Богородице, наполнены небесной синевой. Синий и голубой цвета означают бесконечность неба, символ иного, вечного мира и считаются цветами Богородицы, соединившей в себе и земное, и небесное. В создании икон «кирилловского» иконостаса художник использовал чистый азурит, без примеси других пигментов, а также добавлял в краску толчёное стекло, которое отталкивает свет, и увеличивает яркость синего цвета.

Для икон «Крещение», «Благовещение», «Преображение», «Успение Богоматери», написанных «вторым» художником, в чьих произведениях соединились черты московской и новгородской традиций характерны более строгие архитектурные формы, правильные пропорции фигур и тщательная проработка складок одежды. Другая особенность письма этого мастера - особая цветовая гамма: добавление белил практически во все красочные смеси, придает непрозрачность.

Пример работы «третьего» мастера успенского комплекса - икона «Уверение Фомы». Стиль этого иконописца отличает простая архаичная архитектура, яркие, но гармоничные цвета. Письмо ликов исполнено плотной золотистой охрой, что заметно отличает их от холодных, сильно высветленных ликов на иконах, принадлежащих «второму» мастеру.

В результате совместной работы иконописцев, связанных с разными художественными направлениями, возник грандиозный классический ансамбль древнерусской живописи. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря даёт представление о процессе формирования общерусского стиля иконописи на рубеже XV–XVI столетий.

Первоначально иконы размещались на брусьях-полках, называвшихся тяблами. На этих брусьях-тяблах иконы стояли как на полках, вплотную друг к другу без каких-либо разделителей.

С течением времени облик и устройство иконостаса менялись, появлялись и исчезали ряды икон. В середине XVI столетия серебряными позолоченными басменными окладами были закрыты иконы местного чина, а затем деисусного, праздничного и пророческого. Оклады были сделаны по мере поступления щедрых пожертвований, а также на деньги монастыря одной группой нанятых мастеров, использовавших монастырские матрицы. К концу XVI века сформировался пядничный ряд иконостаса, состоявший из небольших, размером в «пядь», то есть кисть руки, вкладных икон в драгоценных окладах. Позднее иконостас пополнился ещё одним рядом - праотеческим, в котором располагаются иконы ветхозаветных святых. В соборе также появились, частично заменив драгоценную басму, серебряные чеканные оклады на иконах местного ряда, выполненные царскими ювелирами.

В XVIII веке изменили конструкцию иконостаса. Древние расписные тябла заменили деревянной золоченой иконостасной рамой с одинаковым количеством икон в верхних ярусах, в которую не поместились многие из древних образов и их перенесли в алтарь собора. Иконостасную раму середины XVIII столетия можно видеть в интерьере храма сейчас. В неё вмонтированы фотокопии икон. Оригинальные образы хранятся в четырёх музейных собраниях - в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, 34 образа находятся в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника и представлены в экспозиции «Древнерусское искусство XV–XVII веков» в Архимандричем корпусе.

Иконостасная конструкция XVIII века стилистически выдержана в переходных формах от барокко к классицизму. Иконостас по-прежнему насчитывает четыре яруса, но порядок рядов, в сравнении с первоначальным иконостасом, был изменен. Древний пророческий ряд к 1764 году был убран полностью, поскольку его широкие доски не вписывались в симметричную и однообразную структуру иконостаса. Полуфигурные изображения пророков разместились на тумбах под местными иконами в основании иконостасной конструкции. В завершении иконостаса в XIX веке поместили живописное Распятие с предстоящими и золочёные скульптуры ангелов.

Нижний ряд икон - местный. Он является самым непостоянным по составу. Здесь размещаются наиболее чтимые и подаренные государями образы с богатыми окладами. Помимо икон местный ряд включает в себя Царские врата, двери в дьяконник и жертвенник. Местный ряд после реконструкции иконостаса стал насчитывать восемь образов. Среди них - икона «Богоматерь Одигитрия», она располагается справа от Царских врат. Слева размещается образ Спасителя, за ним - храмовый образ «Успение Богоматери» («Облачный извод») конца XV века.

Следующий ряд иконостаса - праздничный. В него включены иконы на темы двенадцати главных церковных праздников, а также сюжетов Страстного цикла и других событий, повествующих о земной жизни Иисуса Христа и Девы Марии. Праздничный ряд иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря является самым большим из сохранившихся от XV века.

Третий ряд называется Деисусом, это ядро иконостасной композиции XV века. Основным его содержанием является тема Второго Пришествия, Страшного Суда и грядущего спасения человечества. В переводе с греческого «деиси́с» означает моление, прошение. В центральной части чина изображён Господь Вседержитель, восставший на Суд. По сторонам от Спасителя склонившиеся к Нему в молитве Богоматерь и Иоанн Креститель, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Пётр и Павел, следом за ними могли быть изображены другие святые, ходатайствующие о прощении грешников. Их расположение осуществлялось в определённой иерархии - архангелы, апостолы, святители, мученики, преподобные. Деисусный чин являет собой образ Небесной Церкви, пребывающей перед престолом Вседержителя в постоянных молитвах о спасении человеческого рода. Деисус иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря сохранился полностью.

Верхний ряд иконостаса - праотеческий. В составе высокого русского иконостаса ряд, включающий в себя изображения ветхозаветных праведников, которые иначе именуются праотцами, появился во второй половине XVI века. В центре этого чина обычно помещается икона Новозаветная Троица или Отечество, где зримо изображены три лика Бога - Отец, Сын и Дух Святой. Праотцы изображены в полный рост, в повороте к центральному образу, с развёрнутыми свитками, на которых начертаны пророчества о пришествии Иисуса Христа. Плоскостная трактовка ликов контрастирует с несколько грузноватыми фигурами святых, объём которых передаётся при помощи высветленных складок одежд. Медные басменные оклады, выполненные в XVII веке, покрывают поля, фоны и нимбы икон.

Масштабные исследования и реставрация икон Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря начали проводиться в 1960-е годы. Благодаря работе реставраторов уникальные памятники иконописи из Успенского собора были раскрыты и введены в научный оборот.

Реставрация иконостасной рамы была проведена в 2012–2013 годах. Художники-реставраторы научно-реставрационной мастерской провели работы по удалению загрязнений, плесени, толстого слоя спрессовавшейся пыли. Также удалось сохранить всю старинную позолоту. Склеивались и возвращались на место разломанные фрагменты резного декора.

По завершению реставрации иконостасной рамы в неё были вмонтированы репродукции икон и установлены деревянные резные Царские врата. Царские врата 1645 года из Успенского собора, вложенные в монастырь царём Михаилом Фёдоровичем Романовым, можно увидеть в экспозиции «Древнерусское искусство XV–XVII веков», расположенной в Архимандричьем корпусе.

G Я O L

памятник архитектуры (федеральный)

Успе́нский собо́р с па́пертями - центральный храм архитектурного ансамбля .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Полеты над Северной Фиваидой. Фильм 10. Кирилло-Белозерский Успенский монастырь

    ✪ Кирилло-Белозерский музей-заповедник. 4K.

    ✪ Полеты над Северной Фиваидой. Фильм 6. Троице-Гледенский монастырь

    ✪ Музей фресок Дионисия - Ферапонтов монастырь, Вологодская область

    ✪ Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь

    Субтитры

    Не так уж много мест на Руси, где основание монастыря было предопределено чудом. В 1397 году по указанию от Пресвятой Богородицы, бывшему ему в видении, прибыл в обширную область древнего Белоозера архимандрит Симонова монастыря Кирилл, и здесь, на пустынных берегах Сиверского озера, среди дремучих лесов, положил основание монастырю, ставшему впоследствии известным под именем Кирилло-Белозерского. "Кирилле, изыди отсюду, иди на Белоозеро, тамо бо уготовано тебе место, в котором сможешь спастись" - эти слова Божией Матери услышал преподобный Кирилл, молясь у себя в келье московского Симонова монастыря. Вместе с чудным голосом явился и яркий свет. В изумлении посмотрел преподобный в оконце кельи, и видит: сияет великий свет от Белозерской полунощной стороны. Вместе с иноком Ферапонтом, своим собеседником и другом они отправились в путь. С горы Маура, что рядом с Кирилловым, увидели монахи чудесное место на берегу Сиверского озера и сразу узнал в нем Кирилл ту землю, где ему предстояло поселиться. И вот, на холме у озера, поставили они крест и выкопали себе в крутом склоне землянку. Было это в 1397 году. Сейчас над землянкой и крестом поставлены каменные сени, обозначающие место начала обители. Шло время и уединенное поселение в тогда еще диком лесу, стало разрастаться. Жители соседних деревень приходили к ним и многие оставались, ища спасения души в православной вере и молитве. Сейчас - Кирилло-Белозерский монастырь - вторая по площади крепость в мире и крупнейший монастырь России. Патриарх Никон так рассказывал антиохийскому патриарху Макарию: «В нашей стране есть три очень богатые монастыря, великие царские крепости. Первый - монастырь св. Троицы; он больше и богаче остальных. Второй - монастырь св. Кирилла Нового, в подворье которого мы остановились; он известен под именем Кирилло-Белозерского, то есть от Белого озера. Говорят, что озеро господствует над монастырем, но Божиею силою и попечением святого не вредит ему; вода его бела, как молоко. Монастырь больше и крепче Троицкого, ибо три громадные стены его сложены, как говорят, из огромных диких камней». В современном состоянии Кириллов Белозерский в честь Успения Божией Матери мужской общежительный монастырь - а именно такое его полное историческое название - вмещает в себя три огромных комплекса - древний, основанный Кириллом Успенский монастырь, давший название всей обители, Иоанновский монастырь, который вместе с Успенским образуют так называемый Старый город и Новый город - тот участок, на котором современный путешественник оказывается в первую очередь, зайдя через ворота Казанской башни. Все эти стены и башни, внушающие удивление перед мастерством древних зодчих, были построены здесь примерно в 1650е-70е годы. Эти постройки возникли здесь благодаря вкладам царя Алексея Михайловича Тишайшего. Однако расцвет монастыря начался еще раньше, сначала с трудов и просветительской деятельности преподобного Кирилла и его последователей, затем рост обители был связан с именем Иоанна Грозного. В декабре 1528 года монастырь посетил великий князь Василий со своей супругой Еленой Глинской. Они молились здесь о чадородии, поскольку долгое время Бог не посылал им детей. И вот, спустя полтора года после этого паломничества у княжеской четы родился сын - Иоанн IV. По этому случаю его отец отправил в монастырь деньги на постройку храма Усекновения главы Иоанна Предтечи. Вот она - сейчас начата ее реставрация. Справа от Иоанновой церкви находится храм преподобного Сергия Радонежского, а в глубине, за ними, в тени огромной Кузнечной башни - малая больничная палата. Весь комплекс Иоанновского монастыря сейчас передан Православной церкви, здесь расположен действующий мужской монастырь. Но не только Иоанновский монастырь с церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи напоминает нам о Грозном, четыре раза посещавшем Кириллову обитель. Вплотную к древнему братскому корпусу примыкает надвратная церковь Иоанна Лествичника и Феодора Стратилата. Ее построили в честь небесных покровителей детей Ивана Грозного. Этот храм и окружающие его постройки отделяют уже известный нам Новый Город от самого сердца обители - Успенского монастыря. Деревянная церковь на этом месте была построена еще при самом преподобном Кирилле. Свой современный вид этот собор обрел лишь в 18 веке, и удивителен не только архитектурой, но и тем, что «оброс» меньшими храмами со всех сторон. Тут и миниатюрная Владимирская церковь, и церковь Епифания, и храм Кирилла Белозерского, где и сейчас под спудом покоятся его мощи. Ежедневно монахи и насельники монастыря совершают здесь молебны преподобному, прося его о духовной защите обители и всей России. Сейчас в монастыре живут игумен, три иеромонаха, иеродиакон и два монаха. Соседние храмы - Архангела Гавриила с колокольней и Введения во храм Пресвятой Богородицы с трапезной палатой - одни из самых древних в монастыре, после Успенской церкви. Их массивные каменные стены и нависающий над паломником облик внушают уважение к древним строителям, создавшим почти пятьсот лет назад эти архитектурные шедевры. Но в первую очередь - Кириллова обитель - это монастырь. И эти храмы строились здесь не для количества, в них была необходимость. В годы расцвета число братии составляло до трехсот монахов и послушников, не считая работников, белого духовенства и крестьян, живших в монастыре. Святость места привлекала и хороших людей, и плохих. Много святых, подвизавшихся на Вологодской, Новгородской и Архангельской земле вышли отсюда - из Кириллова. Первый русский царь Иоанн Грозный перед смертью постригся в монахи Кирилло-Белозерского монастыря, приняв новое имя Иона. На монастырь нападали польско-литовские интервенты в 1612 году, но были отбиты. Монастырь служил и оборонным форпостом, и местом ссылки - князья, бояре, их родственники, стрельцы, игумены, архимандриты, и все тот же Патриарх Никон, гордившийся Кирилловской обителью - все они бывали узниками этой крепости. Кого-то хоронили на местном кладбище, а некоторые просили быть похороненными под папертью, чтобы входящие в храм попирали их прах ногами, таково было смирение этих людей. Здесь, в Новом Городе скрипели мельницы, шуршали жернова, повсюду разносился запах свежего монастырского хлеба... Сновали телеги, стрельцы цыкали на богомольцев, желающих залезть в каждый уголок крепости. Из окошек острога смотрели на все это, звеня оковами опальные. Со звоном колоколов и плеском озера сливались северные монашеские распевы во славу Божией Матери и преподобного Кирилла. Обитель, возникшая из чудесного видения и маленькой землянки на склоне холма - ни больше, ни меньше - творение всей России, всех ее эпох, правителей и народа. И оказавшись здесь, без слов и глубокого копания в истории вы сможете понять - что это и есть вечное и близкое каждому русскому человеку чудо.

История

Первое здание Успенского собора было деревянным, его построила в 1397 году артель древоделов. Но так как церковь была небольшой и со временем обветшала, то после смерти Кирилла, во время управления монастырём игуменом Трифоном была построена новая Успенская церковь. Она была также деревянная и «украшенная иконами и иными красотами». Это здание сгорело во время сильного пожара между и 1497 годами .

Нынешнее здание Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря - одна из первых каменных построек в Белозерье. Существующий собор построен в 1497 году артелью ростовских мастеров, после того как сгорела деревянная Успенская церковь монастыря . Считается, что два храма-предшественника также создавались ростовскими зодчими. В последующем собор неоднократно подвергался перестройкам, в XX веке активно реставрировался (реставрация продолжается на май 2011 года).

Архитектура

Успенский собор (кубический, четырехстолпный, одноглавый) - один из трёх северорусских соборных храмов, построенных ростовской артелью на исходе XV века. Второй собор сохранился в Ферапонтовом монастыре , а третий, на Каменном острове , был взорван при Сталине. Все три памятника имеют между собой много общего, ибо продолжают традиции раннемосковского зодчества (средневекового зодчества Московского княжества).

Изучение Успенского собора позволяет получить представление об архитектуре Северо-Восточной Руси до воздействия на неё итальянской школы. Отличительные особенности проявляются в масштабе, пропорциях, объёмно-про­странственной композиции и деталях.

Реставрация

В 1924 году был организован местный музей, решение о создании которого было принято в 1919 году. В 1920-1930 годах над исследованием и реставрацией памятников монастыря работал архитектор В. В. Да­нилов. В 1958 году под его руководством был разобран простенок XVIII века, разделявший пространство северной паперти на два компартимента. В результате были вновь открыты фрагменты стенописи XVII века, находившиеся под поздней кладкой.

С 1953 года и до настоящего времени изучением и реставрацией памятников монастыря занимаются архитекторы-реставраторы ЦНРПМ (б. ЦНРМ, ВПНРК). Ведущая роль здесь принадлежала архитектору С. С. Подъяпольскому . По комплексу Успенского собора в 1963 году им был раз­работан «Эскизный проект реставрации», который включал в себя предложения по северной и западной папертям. В этом же проекте была разработана графическая реконструкция первоначального вида Успенского собора и северной паперти, потребовавшая в дальнейшем лишь незначительной кор­рекции. Более существенную эволюцию совершили взгляды рестав­ратора на общую направленность восстановительных работ, если сравнить положения «Эскизного проекта» с соответствующим разделом «Эскизного проекта реставрации и приспособления архитектурного комплекса Кирилло-Белозерского монастыря» 1975 года, разработанного в соавторстве с Н. В. Каменевым. В более раннем проекте предлагалось восстановить шлемовидную главу собора, покрытие собора по кокошникам , первоначальное покрытие апсид и т. п., то в более позднем проекте эти предложения не фигурируют. Было сочтено более целесообразной «ограниченную» реставрацию собора «с ликвидацией наиболее грубых позднейших наслоений», «с максимальным выявлением художественных особенностей интерьера при сохранении позднейших пристроек, главы XVIII века и прямоскатной кровли».

С 1957 года производство ремонтно-реставрационных работ в Кирилло-Белозерском монастыре вела Вологодская СНРПМ, которая с 1971 года. вошла в объединение «Росреставрация». За это время по Успенскому собору и папертям были проведены следующие основные ремонтно-реставрационные работы:

  1. осуществлена частичная вертикальная планировка собора;
  2. восстановлена древняя форма городчатого завершения окон барабана и «плечики» их проёмов;

С конца 1960-х годов работы по иссле­дованию и реставрации иконостаса и памятников древней иконописи, происходящих из Успенского собора, ведела группа специалистов ВНИИР, во главе с О. В. Лелековой. С 1970 года раскрытие стенописи Успенского собора и связанный с этим комплекс реставрационных мероприятий систематически проводила бригада художников-реставраторов объединения «Росреставрация», которую возглавлял И. П. Ярославцев. К 1981 году полно­стью реставрирована стенопись главы и барабана собора.

В связи с проводимыми реставрационными работами многочисленные предметы декоративно­го убранства интерьера (киоты, светильники и т. д.) перенесены на хранение в запасники музея.

Иконостас и святыни

Успенский собор является сокровищницей памятников станковой и монументальной церковной живописи XV-XVII веков. Среди них - иконостас , внутренние росписи собора и северной паперти. Заслуживает внимания коллекция произведений декоративно-прикладного искусства.

До наших дней почти полностью дошёл пятиярусный иконостас Успенского собора XVIII века. Древние иконы этого иконостаса долгое время были разрознены. Из 60-ти уцелевших икон XV-XVIII веков 33 находились в Кириллове, а остальные - в Русском музее , Третьяковке и Музее имени Андрея Рублёва . В начале апреля 2009 года последняя часть икон была возвращена в Кириллов.

Фото: Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря

Фото и описание

Собор, названный в честь Успения Пресвятой Богородицы – главный храм самого крупного монастыря в Европе – Успенского Кирилло-Белозерского монастыря. Он был основан в конце 14 века преподобным Кириллом Белозерским и преподобным Ферапонтом Можайским. Преподобный Кирилл был учеником святого преподобного Сергия Радонежского и архимандритом Симонова монастыря в Москве, где с ним подвизался инок Ферапонт Можайский.

Датой основания монастыря считается дата постройки первого храма Успения Божией Матери. На месте этого храма был построен другой деревянный храм, который сгорел при пожаре в 1497 году. В том же году вместо него возвели большой каменный собор, сохранившийся до наших дней. Как и предыдущие два, третий храм строили ростовские мастера. Это первая каменная постройка на севере России. Известно, что его возводили 20 ростовских каменщиков, возглавляемых Прохором Ростовским, в течение 5 месяцев за один летний период. Архитектурный облик собора принадлежит эпохе формирования общерусского зодчества во второй половине 15 века. Он отражает типичные черты московской строительной традиции, которые также можно проследить на примере таких известных памятников архитектуры, как Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, Звенигородский Успенский собор. В дальнейшем, архитектурные формы этого собора оказали большое влияние на традиции местного каменного зодчества.

Архитектурный ансамбль собора не сразу обрел тот вид, который мы можем запечатлеть сегодня. С конца 15 века он претерпел существенные изменения. Основная постройка – это храм кубической формы с полукруглыми апсидами и одной массивной главой. К основному строению храма, позднее в разное время, были пристроены несколько приделов. С восточной стороны к храму примыкает Владимирская церковь, построенная в 1554 году, которая служила усыпальницей князей Воротынских. С севера стоит храм в честь святого Епифания, который возведен над местом погребения князя Ф.Телятевского, в иночестве Епифания. С юга возвышается еще один придельный храм – Кирилловский. Он был первоначально построен в 1585 году над мощами основателя монастыря, а в 1781-1784 годах на месте ветхого строения был возведен новый храм в память преподобного Кирилла Белозерского. В 1595-1596 годах к основному зданию собора была пристроена одноэтажная сводчатая паперть с западной и северной стороны. Вместо широких арочных проемов паперти, которые в 17 веке были заложены каменной кладкой, были сделаны небольшие окна. В 1791 году был построен высокий одноглавый притвор. Таким образом, первоначальный вид собора был изменен до неузнаваемости.

Величие монастыря отразилось в замечательном памятнике русской иконописи 15-17 веков – иконостасе собора. Вначале он имел 4 яруса – местный, деисусный, праздничный и пророческий. В 17 веке был добавлен пятый, праотеческий, ярус и устроены новые Царские врата с серебряным окладом. Простые тябла древнего иконостаса заменили на резные и золоченые, вследствие чего некоторые иконы не поместились в новый иконостас. В местном ярусе помещались наиболее чудотворные местночтимые древние иконы, которые были тесно связаны с историей создания храма. Деисусный ряд насчитывал 21 икону и был одним из самых больших в 15 веке.

Из сохранившихся местночтимых икон древнего иконостаса следует упомянуть «Успение» кисти Андрея Рублева либо, по одной из версий, одного его близкого ученика, иконы Божией Матери «Одигитрия» и «Кирилл Белозерский в житии», написанные при жизни преподобного иконописцем Дионисием Глушицким, основавшего Сосновецкий монастырь, а также богатый резной позолоченный киот с росписями, изготовленный для этой иконы. На данный момент все древние иконы находятся в экспозициях и запасниках музея.

Отдельно следует упомянуть о существовании ранее богатых росписей, выполненных в 1641 иконописцем Любимом Агеевом, о чем свидетельствует надпись на северной стене собора.

Таким образом, Успенский собор – древний памятник архитектуры конца 15 века монастыря, имевшего огромное значение в духовной жизни и истории нашего народа.

Просмотров