Рпц и рпцз – преодоление отчуждения. О взаимоотношениях русской православной церкви московского патриархата и русской православной церкви за рубежом Результат объединения рпцз и рпц мп

Русскую Православную Церковь за границей (РПЦЗ), а также ее отношения с Русской Православной Церковью после революции 1917 года и прихода в России к власти большевиков до недавнего времени принято было называть карловацким расколом (от названия города Сремские Карловцы, где до 1944 года заседал Архиерейский собор РПЦЗ). Однако, как поясняет магистр богословия, кандидат исторических наук , это некорректное наименование Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ), использовавшееся в полемике 1920-1990-х годов:


Собор иерархов РПЦЗ в Югославии. 1929 г. В центре на фото - основатель и предстоятель РПЦЗ митрополит Антоний Храповицкий

Разделение Церкви в Отечестве и за рубежом было следствием политики большевистской власти, которая требовала от Московской Патриархии подвергнуть каноническим прещениям (вплоть до анафемы) русское эмигрантское духовенство за его антисоветские политические выступления. (Такие выступления действительно были. Так, например, в 1922 году старейший из русских заграничных иерархов митрополит Антоний обратился к Генуэзской конференции с призывом помочь честным русским гражданам изгнать из России и всего мира большевизм -- «этот культ убийства, грабежа и богохульства».) Однако, несмотря на сильнейшее давление, ни патриарх Тихон вплоть до своей кончины в 1925 году, ни митрополит Петр, ставший после его смерти патриаршим местоблюстителем, ни заместитель местоблюстителя митрополит Сергий в 1926 году не стали учинять суда над заграничными иерархами. Они исходили из того, что не дело Церкви судить за политическую деятельность. Церковь может судить за грехи, но греха под названием «контрреволюция» нет. В результате сначала был арестован патриарший местоблюститель (1925 год), а затем и его заместитель (1926 год.). После трех месяцев тюрьмы митрополит Сергий принял условия власти и, выйдя на свободу, потребовал летом 1927-го от русского заграничного духовенства дать подписку о лояльности советскому правительству (Декларация 1927 года). Отказавшиеся подлежали исключению из состава клира, подведомственного Московской Патриархии. Исполнить это требование Русская Зарубежная Церковь не могла, так как оно означало отказ говорить правду о гонениях на Церковь в СССР (любое правдивое слово трактовалось советской властью как проявление нелояльности). Христианская совесть не позволяла русскому зарубежью принять условие Московской Патриархии, поскольку ясно было, что за ним стоит безбожная власть. Именно веления совести, а не какие-то властолюбивые, честолюбивые или иные греховные мотивы, характерные для настоящих раскольников, побудили большую часть русского зарубежного духовенства (как, впрочем, и значительную часть духовенства в России) уйти в оппозицию заместителю местоблюстителя. В результате Зарубежный синод заявил о прекращении административных отношений с митрополитом Сергием. Это не было расколом, поскольку главой Русской Церкви был не митрополит Сергий, а заключенный митрополит Петр, местоблюстительские права которого Зарубежная Церковь продолжала признавать и имя которого по-прежнему возносилось за богослужением в русских заграничных храмах. Конечно, с формальной точки зрения действия Карловацкого синода не были канонически безупречными, но и канонический статус митрополита Сергия был далеко небесспорен. Он действовал как полноправный первоиерарх Русской Церкви, в то время как в действительности был тогда лишь временным заместителем заместителя патриарха. Причем сам патриарший местоблюститель митрополит Петр не одобрял действий своего заместителя, которые тот предпринимал с 1927 года, и настойчиво призывал его из ссылки «исправить допущенную ошибку, поставившую Церковь в унизительное положение». В дальнейшем РПЦЗ не приняла провозглашение митрополита Сергия местоблюстителем (в 1937 году) и патриархом (в 1943 году), считая эти акты неканоничными. Начавшаяся затем «холодная война» усугубила противоречия между двумя частями Русской Церкви, поэтому последующие московские патриархи со стороны РПЦЗ также признаны не были. В пылу развернувшейся полемики раздавались даже взаимные обвинения в безблагодатности, хотя до принятия официальных постановлений на этот счет дело не дошло. Наиболее трезвомыслящие церковные люди по обе стороны «железного занавеса» понимали искусственность навязанного политикой разделения. Незримые духовные нити продолжали связывать Церковь в Отечестве и за рубежом.

После падения коммунистического режима причины, приведшие в 1927 году к разделению, постепенно стали отпадать. В 2000 году в Москве состоялся Архиерейский собор, сформулировавший новые принципы отношений Церкви с государством: «Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требований лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах. Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви (чем советская власть усиленно занималась все время своего существования. -- иер. А. М.), а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении… При наступлении гонений Церкви надлежит продолжать открыто свидетельствовать истину и быть готовой следовать путем исповедничества и мученичества ради Христа». Такое твердое заявление Собора не могло не вызвать положительного отклика со стороны русского зарубежья. В 2001 году Первоиерархом РПЦЗ был избран митрополит Лавр (Шкурла) -- замечательный подвижник, сторонник восстановления единства Русской Православной Церкви. В 2004 году по приглашению Святейшего Патриарха Алексия, переданному Президентом России В. В. Путиным, митрополит Лавр нанес первый официальный визит в Россию. В 2007 году был подписан Акт о восстановлении канонического единства двух частей Русской Церкви. Важно отметить, что принятие в общение иерархов РПЦЗ не сопровождалось требованием покаяния в якобы учиненном «расколе» (что имело место, например, при ликвидации обновленческого раскола в 1940-е годы). Были признаны все хиротонии, совершенные в РПЦЗ и полученные ее клириками церковные награды, что также не делается при приеме настоящих раскольников (тех же обновленцев в свое время принимали в том сане, который они имели до уклонения в раскол). Условия жизни Русской Церкви в ХХ веке (особенно в 1920-1930-е годы, когда произошло разделение) были чрезвычайными, не имевшими прецедентов в церковной истории. Оценивая произошедшие тогда события, нельзя формально оперировать канонами III-IX веков и видеть раскол там, где в действительности был поиск пути отстаивания церковной Истины.

Источник: Данилова В.Е. Итоги объединения РПЦ МП и РПЦЗ: проблемы и перспективы. //Мартьяновские краеведческие чтения. Вып. V. 300 лет в составе России. Сборник материалов международной практической конференции, посвященной 300-летию вхождения территории Юга Сибири в состав России. Минусинск, 11-14 декабря 2007г. - Красноярск: 2008. - С. 213-218.

Объединение двух церквей, произошедшее 17 мая 2007 г., вызвало огромный интерес у российской общественности. Однако, несмотря на это, в СМИ были представлены только самые общие моменты объединения. Кроме того, после этого события образовался информационный вакуум, за процессом почти перестали следить. Данная статья призвана заполнить этот вакуум и придать новые аспекты и смыслы процессу объединения двух церквей.
Первый этап объединения - попытки начать переговоры (1988-1997 гг.). Для начала объединения необходимо было пройти сложный путь диалога. Первый шаг сделала Русская православная церковь Московского патриархата, после ослабления и, в I дальнейшем, падения советского режима. Поместный Собор Русской православной 1 церкви Московского патриархата (РПЦ МП) призвал представителей Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) к диалогу 1 .
Но, как известно, выработанные стереотипы отношения к советскому государству и российскому православию стали препятствием для установления диалога. РПЦЗ потребовала от иерархов РПЦ МП принятия целого ряда важных политических решений для начала восстановления отношений, в частности, отречения от т. н. «сергианства», т. е. официального покаяния в грехах сотрудничества с советской властью, а также официального прославления новомучеников российских (РПЦЗ канонизировала их в 1981 г.) 2 . Другим важным условием был отказ от экуменизма, в который I РПЦ МП была втянута властью в советскую эпоху. Эти требования, как и характер их предъявления, на тот момент были совершенно неприемлемы для иерархов РПЦ МП.
213
Только в 1993 г., после того как сформировалась новая государственность России, в частности, была принята Конституция, начались регулярные встречи между представителями РПЦ МП во главе с архиепископом Берлинским и Германским Феофаном и клириками Берлинской епархии РПЦЗ во главе с архиепископом Марком (Арндтом). Стороны попытались нащупать пути к диалогу, стали проводить встречи. Всего прошло девять таких встреч. Однако тогда стороны смогли договориться только о признании отсутствия между ними догматических разногласий 3 . Проблемы, препятствующие признанию друг друга и возможному воссоединению, так и остались нерешенными. Несмотря на провал основной части переговоров, они все-таки имели и положительное значение - после них руководство РПЦ МП стало, наконец, предпринимать конкретные шаги, которые привели к последующему сближению с РПЦЗ.

Завершающий этап воссоединения двух церквей. 2000-2007 гг.

Возобновление диалога на рубеже XX-XXI вв. было связано с важными политическими решениями, принятыми на юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 г. в Москве.
Собор принял ряд важных документов 4 , в которых четко обозначил позицию РПЦ МП по отношению к светской власти, экуменизму и инославным вероисповеданиям, а также прославил сонм новомучеников и исповедников российских - всего 1608 чел. 5 Таким образом, были заложены прочные основы для диалога между двумя церквями.
Началу диалога способствовало и избрание нового Первоиерарха РПЦЗ - митрополита Лавра [Шкурло). В 1990-х гг. он, тогда еще архиепископ Сиракузский, ежегодно посещал Россию с частными визитами для паломничества по святым местам, со многими из иерархов РПЦ МП он был знаком лично и даже неофициально принимал их в своей резиденции. Поэтому митрополит Лавр (Шкурло) был лично заинтересован в диалоге двух церквей. После свое интронизации митрополит Лавр [Шкурло) заявил о необходимости смены курса по отношению к РПЦ МП и восстановления отношений с ней 6 .
В ноябре 2003 г. по приглашению Московского Патриархата в Москву приехала делегация РПЦЗ, в том числе давний участник переговоров и сторонник сближения архиепископ Берлинский и Германский Марк.
Через месяц, убедившись в серьезности намерений РПЦ МП, Архиерейский Собор РПЦЗ (13-17 декабря 2003 г.) поставил вопрос о каноническом единстве.
Вслед за усилиями обеих церквей были созданы комиссии для решения накопившихся за годы разделения проблем. Заседания комиссий состоялись в Мюнхене (14-17 сентября 2004 г.), в Москве (17-19 ноября 2004 г.), в окрестностях Парижа (2-4 марта 2005 г.), в Москве (26-28 июля 2005 г.), в Наяке (штат Нью-Йорк) (17-20 февраля 2006 г.), вновь в Москве (26-28 июня 2006 г.) и в Кельне (24-26 октября 2006 г.). В процессе личного общения члены делегации РПЦЗ смогли убедиться в искренности и откровенности иерархов РПЦ МП, что способствовало успеху диалога.
Заинтересованность в диалоге и скорейшем урегулировании спорных вопросов проявила и российская власть. В ходе своего визита в Москву в мае 2004 г. глава РПЦЗ и патриарх Алексий II встретились с президентом России В.В. Путиным в Ново-Огарево (под Москвой). Президент дал понять, что государство заинтересовано в диалоге и восстановлении отношений двух церквей и что ни государство, ни РПЦ МП не будут претендовать на собственность РПЦЗ (имущественный вопрос был одним из главных препятствий на переговорах 7).
Комиссии закончили свою работу в ноябре 2006 г. Итогом их работы стал «Акт о каноническом общении», одобренный Синодами обеих церквей.
214
Воссоединение двух церквей - это целая веха в истории развития православия в мире. Произошло множество изменений в жизни этих двух церквей. В частности, можно отметить следующие:
1. 17 мая 2007 г. в Храме Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное подписание Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью. После подписания состоялось первое совместное богослужение.
2. Патриарх Алексий II поднял на новый уровень свой авторитет в православном мире.
3. Произошедшее объединение стало не упразднением РПЦЗ, а приданием ей нового статуса - т.н. «самоуправляемой церкви», т.е. автономии внутри РПЦ МП. Новый статус РПЦЗ не является исключительным; согласно гл. VIII Устава Русской Православной Церкви, к числу таких церквей уже относятся: Латвийская Православная Церковь, Православная Церковь Молдовы, Эстонская Православная Церковь и Украинская Православная Церковь 8 .
4. Неясной осталась судьба тех приходов, которые РПЦЗ успела создать на канонической территории РПЦ МП начиная с 1990 г. (в России сегодня таких приходов 18, большинство из них (14) находятся в Сибири). Остались нерешенными также вопросы о статусе приходов РПЦЗ в России и на Украине, а также о принадлежности ряда монастырей и земельных участков в Палестине. Возможно, что они постепенно перейдут в собственность РПЦ МП.
5. Было восстановлено молитвенное и евхаристическое общение между двумя церквями. Имя предстоятеля РПЦ МП теперь упоминается во время богослужений. Но РПЦЗ сохранила имущественную, судебную, законодательную и иную самостоятельность. Единственные ограничения касаются административной и судебной власти. Избрание архиереев (включая предстоятеля) РПЦЗ будет утверждать патриарх Московский и всея Руси, а священники, имеющие порицания в РПЦ МП, не будут больше приниматься в РПЦЗ. Должны согласовываться решения о создании или упразднении епархий РПЦЗ. Высшей апелляционной инстанцией для недовольных решениями высшей церковно-судебной власти РПЦЗ стал Московский Патриархат. В то же время РПЦ МП не прекратила практику участия в межконфессиональных встречах.
6. Объединение двух церквей обострило соперничество Константинопольского и Московского патриархатов 9 . Константинопольский патриархат является первым по чести среди других Поместных церквей, но Московский патриархат по числу клира, прихожан, храмов и т. д. превосходит остальные православные церкви.
7. Объединение РПЦ и РПЦЗ усилило влияние Московской патриархии и православия в целом в европейских странах, традиционно исповедующих католицизм и протестантизм. Поэтому Римско-католическая церковь, столкнувшаяся с секуляризмом в Европе, попытается опереться на РПЦ МП и ее заграничные приходы, а не конкурировать с ними.
8. Ключевую роль в ускорении объединительного процесса сыграл российский президент, в 2003 г. посетивший Нью-Йорк и встретившийся с митрополитом Лавром. Именно он 24 сентября 2003 г. передал митрополиту Лавру письмо от патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Поэтому объединение двух церквей способствовало укреплению государственной власти и национального престижа России в мире.
Однако произошедшее объединение двух церквей имело не только позитивные, но и негативные последствия. Отрицательно к диалогу двух церквей и последовавшему объединению отнеслись многие иерархи РПЦЗ. Развитие диалога способствовало расколам в РПЦЗ.
215
В духовенстве РПЦЗ неоднократно высказывались мнения о том, что не стоит торопиться в сближении с РПЦ МП, что объединение уже объективно не нужно, так как прихожане РПЦЗ за прошедшие десятилетия адаптировались к жизни за пределами России. Эту позицию четко озвучил епископ Ирийский Даниил, викарий Председателя Архиерейского Синода, окормляющий единоверцев в РПЦЗ: «Ставши независимыми от церкви в России, мы не перестали быть православными; в случае объединения с Патриархией мы не стали бы православными, так как никогда не переставали ими быть» 10 .
Но были и такие иерархи, которые настойчиво требовали «покаяния» от РПЦ МП за годы сотрудничества с советской властью перед началом диалога. Иначе, по их мнению, диалог привел бы к капитуляции РПЦЗ перед «Церковью Антихриста». Как только Первоиерарх митрополит Лавр заявил о необходимости начать диалог по сближению с РПЦ МП, часть непримиримо настроенных по отношению к РПЦ МП иерархов вышла из состава РПЦЗ. В результате расколов появились РПЦЗ (В) 11 . В связи с этим РПЦЗ, находящуюся под руководством митрополита Лавра, принято обозначать как РПЦЗ (Л).
Исследователи прогнозировали, что в ближайшее время могут произойти и другие расколы внутри РПЦЗ и даже РПЦ МП. После того как был подписан «Акт о каноническом общении», было совершено несколько провокаций, направленных на раскол внутри РПЦ МП и РПЦЗ. К таким провокациям относятся: Обращение епископа Анадырского и Чукотского Диомида 12 в марте 2007 г.; заявление епископа Ирийского Даниила от 15 июня 2007 г., опровергнутое впоследствии им самим. Но оказалось, что некоторые такие выступления либо на самом деле не имели места, либо имели целью выразить недовольство конкретного иерарха решением других, не связанных с объединением двух церквей, вопросов.
Административные меры коснулись только епископа Южноамериканской епархии РПЦЗ (Л) Агафангела (Пашковского), который отказался признавать «Акт о каноническом общении» и после этого был запрещён в служении Архиерейским Синодом РПЦЗ (Л).
Однако существующие оппозиционные к РПЦЗ (Л) иерархи могут в самое ближайшее время предъявить иски на имущество РПЦЗ (Л). К моменту объединения в РПЦЗ (Л) в мае 2007 г. насчитывалось 8 епархий и более 300 приходов 13 . После объединения РПЦЗ (Л) для нее сохраняется вероятность потери части приходов и имущества, так как оно закреплено за приходскими общинами, а не за самой церковью. Такие заявления уже сделало «Общество ревнителей памяти основателя РПЦЗ митрополита Антония (Храповицкого)» во главе со своим лидером профессором Евгением Магеровским 14 . Они намерены судиться с Синодом РПЦЗ (Л) за здание Синода, за крупнейший монастырь РПЦЗ (Л) в Джорданвилле, за величественный кафедральный собор в Сан-Франциско и за старинные монастыри в Святой земле.
Однако кончина главного виновника раскола РПЦЗ митрополита Виталия в 2007 г. изменила состояние РПЦЗ (В), и она начала разлагаться. Часть ее приходов начала добровольно переходить под юрисдикцию РПЦЗ (Л), оставшаяся часть, возможно, перейдет под юрисдикцию греческих православных старостильных церквей. Таким образом, единственной легитимной и жизнеспособной структурой русского православия за рубежом осталась РПЦЗ (Л), возглавляемая митрополитом Лавром (Шкурло). Поэтому, возможно, РПЦЗ (Л) после объединения все-таки не только не потеряет свои приходы, но и вернет обратно утраченные во время диалога с РПЦ МП.
Ввиду возможности расколов данное объединение двух церквей на конфедеративной основе оказалось наиболее эффективной моделью развития РПЦЗ (Л) и РПЦ МП. Произошедшее объединение, безусловно, способствует возрождению правосла-
216
вия в России и оздоровлению российского общества. По мнению историка, религиоведа, профессора МГИМО Андрея Зубова 15 , русское зарубежье представляет тип русского человека, не испорченного «советчиной», живущего ради высоких идеалов отечества, веры, сохранения своей культуры. РПЦЗ известна своим внутренним демократизмом в общении прихожан и иерархов, уважением разных мнений. РПЦ МП имеет другой опыт - опыт сопротивления тотальному злу, опыт мученичества в условиях гонений. Поскольку главным в произошедшем объединении было восстановление духовного общения (молитвенного и евхаристического), а не устранение юридических различий, то положительный опыт обеих церквей поможет сгладить их отрицательный опыт. Об этом свидетельствует и характер внутреннего устройства РПЦЗ после объединения двух церквей - была сохранена максимально возможная автономия в административных и др. вопросах.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II войдет в историю как предстоятель, который не только не позволил расколоться РПЦ внутри России, что предсказывали в начале 1990-х гг. 80 % аналитиков, но смог, напротив, добиться объединения.
Объединение двух церквей ознаменовало новый этап в мировом процессе развития православия - оно может дать толчок к устранению существующих расколов в других Поместных церквях. Объединение усилило позиции РПЦ МП в православном шире, так как исчезла конкуренция и противодействие со стороны РПЦЗ, и ослабило претензии Константинопольского патриархата на лидерство в православном мире. Поскольку РПЦ МП не отказалась от участия в межконфессиональных встречах, то выросли и ее авторитет как участника таких встреч, и возможности расширения своего влияния. Как показали недавние события в г. Равенне 16 , православно-католический диалог невозможен без участия РПЦ МП. Усиление РПЦ МП очень важно, так как она радеет за более демократическую модель взаимодействия православного мира и Римско-католической церкви в отличие от той, к которой стремится Константинопольский патриархат.
Активное вмешательство светской власти в переговорный процесс было воспринято в РПЦЗ неоднозначно. С одной стороны, существовали опасения повторения «сергианства» со стороны действующей светской власти в случае объединения. С другой стороны, демонстрируя симпатии государственной власти к православию, В.В. Путин в глазах русских эмигрантов и россиян как бы стал воплощать в себе роль православного монарха в делах церкви, символизировать единство нации и церкви, «собирателя русских людей и церкви» 17 . Ведь начало разделению Русской православной церкви в 1920-х гг. было положено разделением всего русского народа.

ПРИМЕЧАНИЯ
1 См. обращение Поместного собора РПЦ МП «К чадам, не имеющим канонического общения с Матерью-Церковью».
2 «Юбилейное Послание Архиерейского Собора к пастве Русской Православной Церкви» 1988 г. гласит: «Пока церковное возглавление Московской Патриархии поражено безгласностью и не может говорить правды... мы - единственные русские епископы, голос которых может и должен быть и является свободным голосом многострадальной матери Церкви... говорящие правду о положении верующих на родине... сохранившие канонический строй управления Церковью... дерзнувшие прославлять новых мучеников и исповедников нашей Церкви».
3 В совместном заявлении участников девятого собеседования, прошедшего в декабре 1997 г., было отмечено: «Мы согласны в том и отмечаем; что благодатность таинств, священства и церковной жизни не должна ставиться под вопрос... Если в настоящий момент нет евхаристического общения клира Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, то этим не утверждается «безблагодатность» другой стороны».
217
4 См. «Социальную концепцию» РПЦ МП и «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» (прим. авт.).
5 Случаи повторной канонизации святых РПЦ и РПЦЗ. Справка на: http://www.rian.ru/spravka/20070517/65641878.html
6 Неоправданный пессимизм: о судьбе РПЦЗ после воссоединения. http://www.st-tatiana.ru/ctext/30055.html
7 Протоиерей Петр Перекрестов. Кормчий Церкви и тогда, и теперь - всемогущий Дух Божий. 25 вопросов о процессе восстановления единства Русской церкви. http://tatiana.ru/text/29915.html
8 См. Устав РПЦ МП.
9 Отношения Москвы с Ватиканом и Константинополем сплелись в один клубок. http://www.regions.ru/news/2109475/print/
10 Епископ Даниил Ирийский (РПЦЗ): Объединение с Московской патриархией означает самоупразднение Зарубежной Церкви. http://portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=15172
11 В 2001 г. В РПЦЗ произошел раскол в связи с избранием митрополита Нью-Йоркского и Восточно-Американского Лавра в качестве Первоиерарха и председателя Архиерейского Синода РПЦЗ. Предыдущий глава РПЦЗ митрополит Виталий (Устинов) и под давлением своего окружения не признал избрания митрополита Лавра, удалился в г. Мансонвиль при участии епископа Варнавы (Прокофьева) создал РПЦЗ(В).
12 Заявление Преосвященнейшего Даниила, Епископа Ирийского за 12 дней до унии с МП. http://sobor2006.livejournal.eom/278079.html#cutidl
13 Русская Зарубежная Церковь (Историческая справка. http://www.mospat.ru/index.php?page=36243
14 «Общество Ревнителей Памяти Блаженнейшего Митрополита Антония». http://revniteli.livejournal.com/
15 Сначала воссоединяется самое главное - Церковь... Интервью А. Зубова, http://www.taday.ru/text/43772.html
16 В октябре 2007 г. в г. Равенна состоялось заседание православно-католической богословской комиссии. Делегация РПЦ МП демонстративно покинула заседание, поскольку во встрече, вопреки предварительным договоренностям, принимал участие представитель не признанной Московским патриархатом «Эстонской Апостольской Церкви». Эта церковь была создана в 1996 г. Константинопольским патриархатом на канонической территории РПЦ МП. После этого инцидента кардинал Вильгельм Каспер, глава Папского совета по содействию христианскому единству, заявил: «Мы желаем, чтобы Русская Православная Церковь продолжала бы участвовать. Это очень важная Церковь; мы не хотим диалога без участия русских и желаем работать для достижения этой цели».
17 Так, секретарь Германской епархии РПЦЗ протоиерей Николай Артемов заявил, что «желание Владимира Путина способствовать постепенному сближению Церквей - это часть общей концепции собирания всех русских людей, живущих за границей», и в Зарубежной Церкви к этой инициативе «не могут не относиться положительно».

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Два документа

РПЦЗ и РПЦ МП на смерть Сталина

ДОКУМЕНТ РПЦЗ


НА СМЕРТЬ ПАЛАЧА РУССКОГО НАРОДА СТАЛИНА

«Церковная Жизнь», Издание при Архиерейском Синоде РПЦЗ,
№№ 3-4, март-апрель, 1953 год, сс. 63-65.

Смерть Сталина – это смерть величайшего в истории гонителя веры Христовой. Преступления Нерона, Диоклетиана, Юлиана Отступника и др. нечестивцев бледнеют пред лицом его страшных деяний. Никто не может сравниться с ним ни в количестве жертв, ни в жестокости к ним, ни в лукавстве при достижении своих целей. Вся сатанинская злоба, казалось, воплотилась в этом человеке, который в еще большей степени чем фарисеи заслуживает названия сына диавола.

Православного человека особенно потрясает его подлинно сатанинская, жестокая и лукавая политика в отношении Церкви.

Сначала попытка к уничтожению ее как через убийство выдающихся пастырей и верующих, так и через внутреннее разложение ее с помощью искусственно созданных расколов. Потом вынуждение искусственно подобранных ее возглавителей поклониться ему и всей руководимой им безбожной сиcтеме. И не только поклониться, но и восхвалять гонителя Церкви, как якобы ее благодетеля, пред лицом всего мира называя черное белым и сатанинское Божиим.

Когда этого злейшего гонителя Церкви восхваляли падшие под тяжестью гонений архипастыри и пастыри при его жизни, это было знамением величайшего унижения Церкви. Утешением для нас могло служить то, что ложь эта посрамлялась подвигом безчисленных безстрашных мучеников и тайных христиан, отвергших все соблазны Сатаны.

Древние гонения тоже бывали причиной падения и иерархов и мирян. И в те времена бывали люди, которые, будучи не в силах выдержать мучения за Христа, или явно окрекались от Него, или делали вид, что приносят жертву идолам, окольными путями получая удостоверение в принесении жертвы, которую они на самом деле не приносили (либеллатики). Церковь осудила не только первых, но и вторых за их лукавое малодушие и отречение от Христа если не в сердце, то пред людьми.

Но история Церкви не знает другого примера создания целой церковной организации, во главе с Патриархом и Собором, которая была бы основана на преклонении колен перед явным врагом Божиим и прославлении его как якобы благодетеля. Кровь миллионов верующих взывает к Богу, но этого как бы не слышит иерарх, именующий себя Патриархом всея Руси. Он униженно благодарит их убийцу и осквернителя бесчисленных церквей.

Смерть Сталина привела этот соблазн к своему высшему кощунственному проявлению. Газеты сообщили, не только о поклонении Патриарха Алексея праху безбожного врага Христова, но и о совершении по нем панихид.

Можно ли себе представить что-нибудь более кощунственное, чем панихида по Сталине? Можно ли нелицемерно молиться о том, чтобы величайшего от века гонителя веры и врага Божия Господь учинил "в раи, идеже лицы святых и праведницы сияют яко светила". Воистину, молитва эта в грех и беззаконие не только по существу, но и формально, ибо Сталин, вместе с другими народными Комиссарами, был отлучен от Церкви Святейшим Патриархом Тихоном и сам Патриарх Алексей, как он ни кланялся перед Сталиным, никогда не решился объявить о снятии с него этой анафемы.

Молитва об упокоении со святыми нераскаянного отлученного от Церкви грешника есть кощунственная ересь, ибо является исповеданием того, что якобы можно стяжать на небе Царство Божие, гоня и истребляя сынов его на земле во имя уничтожения самой веры в Бога. Это есть смешение Царства Божия с царством тьмы. Это не меньший грех, чем явное отречение от Христа, вера в Которого т.о. исповедуется как необязательная для приобщения к Его Царству.

В этом акте Московской церковной власти получил самое яркое проявление тот лежащий в основе ее грех, который так убедительно с 1927 года отличали наши исповедники в России и поныне обличает наша Церковь заграницей.

ДОКУМЕНТ РПЦ МП


РЕЧЬ "СВЯТЕЙШЕГО" ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
АЛЕКСИЯ ПЕРЕД ПАНИХИДОЙ ПО И.В.СТАЛИНЕ, СКАЗАННАЯ
В ПАТРИАРШЕМ СОБОРЕ В ДЕНЬ ЕГО ПОХОРОН (9.03.1953 г.)

Журнал Московской Патриархии. 1953, №4. С.3

Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная: сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы не проникал глубокий взор великого Вождя. Люди науки изумлялись его глубокой научной осведомленности в самых разнообразных областях, его гениальным научным обобщениям; военные - его военному гению; люди самого различного труда неизменно получали от него мощную поддержку и ценные указания. Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума.

Об его напряженных заботах и подвигах во время Великой Отечественной войны, об его гениальном руководстве военными действиями, давшими нам победу над сильным врагом и вообще над фашизмом; об его многогранных необъятных повседневных трудах по управлению, по руководству государственными делами - пространно и убедительно говорили и в печати, и, особенно, при последнем прощании сегодня, в день его похорон, его ближайшие соработники. Его имя, как поборника мира во всем мире, и его славные деяния будут жить в веках.

Мы же, собравшись для молитвы о нем, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы. И много доброго и полезного, благодаря его высокому авторитету, сделано для нашей Церкви нашим Правительством.

Память о нем для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в последний путь, "в путь всея земли", горячей молитвой.

В эти печальные для нас дни со всех сторон нашего Отечества от архиереев, духовенства и верующих, и из-за границы от Глав и представителей Церквей, как православных, так и инославных, я получаю множество телеграмм, в которых сообщается о молитвах о нем и выражается нам соболезнование по случаю этой печальной для нас утраты.

Мы молились о нем, когда пришла весть об его тяжкой болезни. И теперь, когда его не стало, мы молимся о мире его бессмертной души.

Вчера наша особая делегация в составе Высокопреосвященного митрополита Николая; представителя епископата, духовенства и верующих Сибири архиепископа Палладия; представителя епископата, духовенства и верующих Украины архиепископа Никона и протопресвитера о. Николая, возложила венок к его гробу и поклонилась от лица Русской Православной Церкви его дорогому праху.

Молитва, преисполненная любви христианской, доходит до Бога. Мы веруем, что и наша молитва о почившем будет услышана Господом. И нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу мы молитвенно, с глубокой, горячей любовью возглашаем вечную память.

Борис Кнорре , доцент факультета гуманитарных наук , - о том, как разделились и воссоединились церкви

В первые годы советской власти из всех религиозных организаций в России наибольшим гонениям подверглась именно православная церковь, которая считалась основной силой, поддерживавшей монархию. Другим религиозным группам поначалу даже была дана определенная свобода, потому что в них советская власть видела своих союзников. Видя, что происходит в России, архиереи нашей церкви, окормлявшие приходы за рубежом, а также те, которые оказались в эмиграции, объявили о создании временного Высшего Церковного Управления Русской православной церкви за рубежом.

Сначала это был еще не разрыв с оставшейся в России церковью. Но в 1927 году заместитель патриаршего местоблюстителя, епископ Сергий Страгородский, который тогда руководил РПЦ, издал специальную декларацию о лояльности церкви советской власти (впоследствии политика сотрудничества церкви с советской властью получила название сергианства). После этого Архиерейский Собор РПЦЗ постановил прекратить отношения с церковью в России, которая признавалась абсолютно несвободной и управляемой безбожной властью. Этот разрыв, однако, осознавался не как окончательный, а как временный и вынужденный, который должен закончиться с падением атеистического режима.

Объединение церквей не могло произойти сразу после распада Советского Союза, потому что за десятилетия советской власти между ними накопились разногласия. Основных расхождений было три.

Во-первых, сергианство. «Зарубежники» обвиняли священников из Советского Союза в сотрудничестве с советской властью и требовали покаяния в этом. Архиереи из московского патриархата отвечали, что церковь в России – выстраданная. Она, может, и не такая чистая, как зарубежная, зато «зарубежники» не претерпели тех страданий и гонений, какие пришлось вынести церковным деятелям в СССР, поэтому они не имеют права судить.

Во-вторых, экуменизм. Зарубежная церковь придерживалась более консервативной позиции в отношении экуменизма, то есть общения с инославными.

В-третьих, нежелание церкви в России прославлять святых мучеников XX века и, в частности, царскую семью («зарубежники» до конца оставались монархистами, а церковь в СССР, разумеется, от монархических идеалов отошла).

1991-1992 годы были как раз годами наибольшей конфронтации двух церквей, потому что «зарубежники» стали активно открывать в России свои приходы, усугубляя противостояние.

Но со временем ситуация стала меняться. Увидев, что в России идет реальное возрождение церковной жизни, и по масштабам оно совершенно не сопоставимо с тем, на что можно было рассчитывать в Европе и других странах, «зарубежники» начали постепенно менять свою позицию. Поворотным моментом был 2000 год, когда были прославлены новомученники, пострадавшие в XX веке, а потом и царская семья. Отказом от сергианства было сочтено одно из положений в социальной концепции Русской православной церкви, которое обязывает церковь «отказать государству в повиновении», «если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям» (ОСК РПЦ, § III. 5).

И, наконец, «зарубежники» увидели, что экуменические тенденции спадают, набирает силу консервативное направление.

В восстановлении церковного единства были заинтересованы и светские власти в России, в частности Владимир Путин встретился в 2003 году с иерархами РПЦЗ и передал им приглашение от Патриарха Алексия II и от себя лично посетить Россию. Все это привело к тому, что в 2007 году главами церквей был подписан Акт о каноническом общении, который положил конец разделению.

Сейчас РПЦЗ существует как относительно автономная структура, но подчиняющаяся основным стратегическим решениям Русской православной церкви Московского патриархата. Правда, акт о каноническом общении захотели принять не все члены зарубежной церкви, поэтому до сих пор существуют независимые «осколки» РПЦЗ.

Мнение экспертов не является выражением позиции университета

Который им предоставился", - считает зампред комитета Госдумы по международным делам, президент Фонда исторической перспективы Наталья Нарочницкая.

"Мы сделали то духовное усилие, без которого России нельзя дальше существовать. Я с оптимизмом смотрю на этот процесс объединения церкви, верю, что окрепнет внутренний стержень, без которого государство - просто территория с полезными ископаемыми, а нация - это просто народонаселение. Вера превращает народонаселение в нацию", - сказала Нарочницкая.
По ее мнению, очень важно для нации найти внутреннее согласие и устранить разделение, особенно в современных условиях, когда не все страны в мире относятся к России благожелательно.

"Объединение для простых верующих имеет такое же значение, как если бы Монтекки и Капулетти подружились, забыли все бывшие обиды, вместе помолились на гробе Ромео и Джульетты и навсегда осудили институт кровной мести. Какой бы далекой ни казалась эта аналогия, но преодолено ничуть не меньшее средостение. Лучше сейчас не поминать тех слов, которые с двух сторон были сказаны за эти десятилетия. И то, что две части русской Церкви готовы оставить все взаимные обиды позади, есть подлинное чудо Божие", - говорит настоятель храма мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов .

В чем заключаются основные противоречия, которые разделяли церкви столько лет?

"Мы разнились в отношении к прошлому России, к путям выживания церкви в условиях тоталитарного режима, в отношениях с неправославным христианским миром.... На сегодня, в главном понимание по всем этим проблемам достигнуто", - рассказывает протоиерей Максим Козлов. "Разделение не было вызвано вопросами вероучительного характера, а диктовалось по преимуществу внешними и отчасти политическими причинами", - разъясняет доцент МДАиС, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископа Верейского Евгения Алексей Светозарский.

Каковы главные доводы противников объединения?

По словам протоиерея Максима Козлова, "главные аргументы противников объединения извне за последние годы были сняты. Они касались, прежде всего, прославления новомучеников, что состоялось на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, и отношений с советским государством. Эта проблема урегулирована принятием основ социальной концепции РПЦ на том же Соборе, где говорится о принципиальной возможности неподчинения Церкви государству, когда последняя выдвигает требования, противоречащие евангельскому нравственному закону. Третье возражение относилось к экуменической деятельности Московской Патриархии. Острота возражений в значительной мере снята документом того же Собора 2000 года - "Принципы отношения РПЦ к инославию" и выраженной готовностью продолжить дискуссию о необходимости и мере участия Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей. На сегодня главным опасением наших зарубежных оппонентов остается страх перед неискренностью побуждений Московской Патриархии. Перед тем, что реально мы руководствуемся внецерковными мотивами. Как правило, эти возражения выдвигают те клирики и миряне зарубежья, которые и в эти годы в России не бывали, и с реальной церковной жизнью нашей не знакомы".

Почему именно сейчас решается вопрос об объединении РПЦ и РПЦЗ? Какой главный движущий фактор?

"Прежде всего, потому, что исчезли препятствия, продиктованные политическими причинами, разделявшие нас в течение почти 80 лет. Главным движущим фактором объединения является, на мой взгляд, естественное для православных христиан стремление к церковному единству, заповеданное самим Спасителем. Кроме того, это естественное стремление людей русской традиции в отечестве и зарубежье", - считает Алексей Светозарский.

Когда началась активная фаза процесса объединения?

"Отправной точкой процесса объединения послужили торжества, посвященные тысячелетию крещения Руси, в которых приняли участие некоторые клирики и миряне из РПЦЗ (Речь идет о торжествах в России). Процесс же объединения вошел в активную стадию после визита Президента РФ В.В.Путина в США в 2003 году и его встречи с иерархами РПЦЗ. Несомненно, активная фаза процесса объединения была подготовлена контактами представителей РПЦ и РПЦЗ, в частности, церковно-научными конференциями, посвященными истории Русской Церкви советского периода. Это было очень правильно, так как причины, послужившие разделению, коренятся именно в исторических обстоятельствах означенного периода", - рассказал доцент Алексей Светозарский.

Процесс объединения начался снизу (в среде прихожан) или это инициатива сверху?

"Стремление к объединению и симпатии в отношении РПЦЗ в среде православных прихожан, особенно среди молодежи, существовали еще в советский период. Несомненно, те шаги, которые предприняло наше священноначалие на пути сближения с РПЦЗ, нашли отклик и в среде прихожан уже нового поколения", считает Алексей Светозарский.

Есть ли вероятность того, что теперь появится право на свободное обучение в академии и семинариях России и зарубежья?

"Еще до того, как между РПЦ и РПЦЗ наметились тенденции к объединению, в наших духовных школах, академиях и семинариях проходили обучение клирики РПЦЗ, как на стационаре, так и на секторе заочного обучения. Что же касается знаменитой семинарии в Джорданвилле (США), то в настоящее время там преподают два выпускника наших духовных школ. Преподаватели приглашены священноначалием РПЦЗ и имеют на это благословение Святейшего Патриарха", - подчеркнул Алексей Светозарский.

Акт о каноническом общении размещен на официальном портале Московской Патриархии. Также ознакомиться с документом можно .

Просмотров