Отошел ко господу заштатный клирик брянской епархии протоиерей григорий ковалев. Сотворив мир, бог благословил отдых Где теперь служит иерей григорий маркович ковалев

Хочешь жить - умей кусаться
"НЕСКУЧНЫЙ САД"
журнал о православной жизни, №3 март 2010г.


Московские власти между двух огней: с одной стороны, на них давят звезды шоу-бизнеса и защитники природы, требующие гуманного отношения к животным. С другой - покусанные и облаянные москвичи, требующие решить проблему бродячих собак. Пока что принятое решение - пожизненно содержать собак в городских приютах - не устраивает ни тех, ни других.

Война собак и людей

«5 января 2010 года в районе Хорошево-Мневники была устроена бойня. Неустановленный преступник-живодер, возомнивший себя героем и народным мстителем, хладнокровно и профессио-нально отстреливал бездомных со-бак», - жаловались в конце января мэ-ру Москвы Валентин Гафт, Андрей Макаревич, Сергей Юрский, Инна Чури-кова и ряд других деятелей культуры, требуя введения при столичном прави-тельстве поста... уполномоченного по правам животных. За что же мог карать собак «мститель»? Может, за события, происшедшие на другом конце Москвы, где 28 декабря 2009 года поймали больную бешенством собаку, искусав-шую более сорока человек. В Выхине-Жулебине был объявлен собачий ка-рантин, начался массовый отлов бродячих животных. 41 покусанного, в том числе троих детей, госпитализиро-вали. Собаки в связи с инцидентом ни-каких требований мэру Москвы не вы-двигали.
Современная медицина знает всего три случая выздоровления после появ-ления симптомов бешенства, поэтому все покусанные или ослюнявленные больной (или предположительно боль-ной) собакой подвергаются вакцина-ции. Но шесть уколов в ногу и опасность неизлечимо заболеть - не единствен-ные последствия нападения животного на человека. Ежегодно в Первую инфек-ционную больницу Москвы поступают на госпитализацию не менее 20 бере-менных женщин, пострадавших от уку-сов безнадзорных собак. Как минимум одна из них, Людмила Кубышкина, на-ходившаяся на третьем месяце бере-менности, в 2006 году в результате на-падения потеряла ребенка. Это могло случиться как в результате вакцинации, так и вследствие психологической трав-мы. О психологических последствиях встречи с дикой собакой рассказывает Татьяна Любимова, руководитель группы канис-терапии «Солнечный пес», много лет занимающаяся реаби-литацией детей с различными наруше-ниями развития при помощи специаль-но обученных собак: «Реабилитация детей-инвалидов, покусанных бездо-мными собаками, дело очень сложное и долгое. У нас на занятиях таких доволь-но много, и они просто проходили мимо стаи. Многие из них при виде собаки теперь или замирают, закрыв голову рука-ми, или кричат от страха до рвоты». По данным управления Роспотребнадзора по Москве, в медицинские учреждения города ежегодно обращаются около 30 тыс. человек, укушенных животными. Только за первое полугодие 2009-го из 12 930 обратившихся за помощью было госпитализировано 3379 человек. Бо-лее чем в половине случаев людей куса-ли именно бездомные собаки

Собаки сыты, крысы целы

В сложившейся ситуации виноваты прежде всего сами люди. Собаки попадают на улицу в результате перепроизводства домашних животных. Сначала хозяева из жалости или экономии не стерилизуют своих животных (стерилизовать собаку среднего размера в Москве стоит около 5 тыс. рублей), а потом, когда собачка приносит щенков, выбрасывают их на улицу, считая это более гуманным, чем усыпление. Иногда на улице оказывается и взрослая собака, переставшая по какой-то причинеустраивать хозяев. Если сука голодает, она практически перестает давать приплод. Если же питания достаточно, то животное начинает приносить по семь-восемь щенков дважды в год. В Москве собак подкармливают все кому не лень: сторожа, продавцы в ларьках, сердобольные старушки. На остатках трапезы пируют крысы, на которых сытые собаки не обращают никакого внимания. Всегда стая может отобедать содержимым мусорных контейнеров, ведь пищевые отходы, в отличие от Европы, у нас не сжигают, а выбрасывают. По оценкам комиссии по экологической политике МГД, в Москве на сегодняшний день живет от 30 до 60 тыс. бездомных собак.

Гуманисты от зоологии

На то, как следует решать проблему безнадзорных животных в городах, существует как минимум две точки зрения, и обе научные. Так, старший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН Андрей Поярков считает, что собаки - это неотъемлемая часть городской экосистемы, а город является для них естественной средой обитания. Если истребить прикормленных псов, то на их место придут более злые из области или крысы, являющиеся переносчиками ряда опасных заболеваний. Наиболее гуманным методом регулирования численности собак, успешно применяемым во всем цивилизованном мире, является программа ППВСО (поимка, проверка, вакцинация, стерилизация, освобождение). Постепенно стареющая популяция будет сокращаться естественным образом и дойдет до приемлемой численности. А вот биолог Владимир Рыбалко, сотрудник общественного научно-исследовательского центра проблем городской фауны , полагает иначе. «Большое количество бездомных собак- это эколегическая и социальная болезнь города, показатель падения ответственности владельцев и некомпетентности городских властей. Российские города не приспособлены для бесконфликтного присутствия множества безнадзорных собак, ни в социально-культурном аспекте, ни в аспекте межвидовых отношений», - уверен он. Противники присутствия бездомных собак в городах утверждают, что город является враждебной средой по отношению к бездомным собакам,находясь в которой они неизбежно вступают в конфликт с человеком. В результате конфликта страдают как люди, так и сами собаки, которых отстреливают из пневматического оружия и травят противотуберкулезным препаратом изониазидом. Собаки практически не регулируют численность крыс, но зато поголовно уничтожают их врагов - кошек. Собачьи стаи зачищают парки города от зайцев, ежей, барсуков и лягушек, угрожая биоразнообразию. Противники программы ППВСО предлагают обратиться к опыту стран западной Европы, где бездомность домашних собак и кошек рассматривается как негативное явление.

Чип и благодать

Согласно исследованию, проведенному Всемирным обществом защиты животных и английским Королевским обществом предотвращения жестокого обращения с животными в 2006-2007 годах, в восьми европейских странах безнадзорных собак в принципе нет. Об этом заявили представители Бельгии, Дании, Финляндии, Германии, Нидерландов, Норвегии, Швеции и Швейцарии. В государственной политике западных стран по отношению ксобакам и их владельцам есть общие черты. Например, дифференцированное налогообложение собаковладельцев. Содержание более чем одной особи на семью - дорогое удовольствие. Зато налог снижается для владельцев стерилизованных животных, действуют программы льготной стерилизации. Собаки подлежат обязательной регистрации с присвоением идентификатора (чип, татуировка, жетон на ошейнике), позволяющего установить владельца, если животное потеряется. Стоимость регистрации варьируется от нуля (Нидерланды) до 50 евро (Бельгия). На региональном уровне действуют как государственные, так и волонтерские программы по просвещению владельцев и пропаганде ответственного отношения к домашним животным. Действуют особые правила, касающиеся выгула собак (собака обязана быть на поводке и контролируется владельцем). Если собака бродит сама по себе - это преступление. Представители полиции или муниципальных органов власти отлавливают ее и помещают на короткий срок в приют для установления личности владельца. В случае неудачи стараются подыскать нового хозяина, а по истечении установленного законом срока (неделя или две) безболезненно усыпляют. Агрессивных, бешеных, тяжелобольных разрешено усыплять сразу. В результате приютов для собак относительно немного, но они всегда готовы принять новых животных. Так, восьмимиллионный Лондон кормиттри приюта: на 40, 80 и 800 голов. Сравним с Москвой, в которой, по информации городского департамента ЖКХ и благоустройства, действуют 24 государственных приюта общей вместимостью 24тыс. голов. Сейчас в них содержатся около 15 тыс. собак и кошек.

Россия - щедрая душа

Строительство приютов в Москве началось после закрытия программы ППВСО, запущенной в 2001 году, видимо, под давлением общественных организаций, отстаивающих «права животных». Предполагалось, что, стерилизовав 80% живущих на улице сук, можно будет решить проблему, и число безнадзорных животных снизится до приемлемого уровня. Эксперимент, стоивший приблизительно 389 млн рублей (данные газеты «Известия»), был прекращен в 2009 году (хотя, по некоторым оценкам, это произошло еще раньше). Служба отлова диких животных была расформирована и обязанности по регулированию численности бродячих животных переданы муниципалитетам. В «регламент по отлову» внесли указание вместо возврата на прежнее место помещать пойманных животных в приюты. При этом запрет на усыпление никто не отменил.
Я посетил один из московских приютов. По дороге к нему от остановки автобуса я заметил не менее семи собак. Чем ближе подходишь к зеленым воротам, тем сильнее становятся запах и лай. Недалеко от ворот лежит ощенившаяся сука. На стенде объявления: «Собак от частных лиц не принимаем», «Вход по списку», «Контактноелицо для желающих стать добровольцем - Ольга». Я уверял, что хочу взять собаку, но внутрь меня не пустили. Причина - в затяжном конфликте с добровольческой организацией, опекающей собак в приюте. Волонтеры, недовольные условиями содержания животных, пытались сделать компрометирующие администрацию снимки. В ответ приют опустил «железный занавес», и теперь без пропуска туда не попасть. Однако через щели в заборе видны ряды вольеров в человеческий рост, размером где-то два на два метра. Собаки живут в вольерах по трое. На строительство и содержание приютов в Москве в 2009 году были выделены земля и около 950 млн рублей. На 2010 и 2011 годы в бюджете на приюты для бездомных собак заложено уже 2 млрд рублей. В прошлом году содержание одной собаки обходилось городу в 174 рубля в сутки, то есть 522 рубля за вольер. Для сравнения: на ребенка-инвалида, живущего в доме-интернате в Костромской области, государство выделяет 450 рублей в сутки. На «воле» собаки живут пять лет, а в приюте, благодаря уходу и питанию, смогут прожить все девять. Источник в департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы, пожелавший остаться неназванным, рассказал, что, когда на международных конференциях западные специалисты слышат от своих российских коллег про 15 тыс. животных на балансе города, у них от удивления глаза лезут на лоб. «Откуда у вас столько денег и земли? У вас что, нет других проблем?!» - недоумевают европейцы. «Если ни усыпить, ни выпустить животное нельзя, то что же вы будете делать, когда все приюты окажутся заполнены?» - в свою очередь, спросил я у своего собеседника в департаменте. «Будем думать», - ответил он.
Так что московским бездомным собакам еще очень повезло: и без уполномоченного по их правам им попалось едва ли не самое человечное по отношению к животным градоначальство. Намного меньше повезло бездомным людям. Их помещать на пожизненный пансион никто не торопится, пусть даже бомж лежит на морозе грязный, голодный и больной. Он ведь не собака - не укусит.

Накормил - пристрой

Священник Григорий КОВАЛЕВ, клирик храма Мучеников Флора и Лавра на Зацепе, бывший охотовед:
- Пока нет нормального законодательства в городе и в стране, человек, следуя велениям своего сердца, в долгосрочной перспективе оказывается неправ. Да, он пару раз покормит собаку, но он не несет никакой ответственности за ее дальнейшую судьбу! А стая начинает считать своей территорию, где ее кормят, и защищает ее от вторжения. Для людей это место становится зоной риска, особенно для тех, кто не очень в себе уверен. Ко всему надо относиться серьезно. К разведению животных и их содержанию в городских условиях в том числе. Покормили собаку - сдайте ее в приют или найдите ей владельца. Если вам угодно сделать доброе дело, значит, надо его делать по-серьезному и нести ответственность за последствия своих действий. Впрочем, когда люди из жалости подкармливают собак, это вряд ли сильно влияет на популяцию - гораздо серьезнее роль магазинов, ларьков, помоек, промзон и гаражных кооперативов.

Как быть при нежеланной встрече

Татьяна ЛЮБИМОВА, кинолог, руководитель группы канис-терапии «Солнечный пес»:
- Лучше всего с собаками вообне пересекаться, а постараться обойти их по широкой дуге. Если вы все же встретили дикую собаку или стаю, ни в коем случае не надо убегать. Опасно кричать и размахивать руками. Нужно замереть на месте и отвести глаза от собаки. Когда ей надо.ест на вас лаять, она уйдет сама. Городские собаки - опытные психологи, и хорошо чувствуют, если человек их боится. Впрочем, если вы уверены в себе, то можно изо всех сил рявкнуть на собаку. Такое удается преподавателям, которые умеют работать со сложной аудиторией. Можно притвориться, что поднимаешь с земли камень, но на московских собак это уже практически не действует - они очень наглые. А еще лучше носить с собой перцовый баллончик и уметь его применять. С помощью этого средства можно ненадолго шокировать собаку и успеть уйти.

Город для собак?

Евгений ИЛЬИНСКИЙ, биолог, президент АНО «Центр правовой зоозащиты»:
- Допускать ситуацию, когда домашние животные, лишенные содержания, остаются одни выживать на улице, - бесчеловечно. Но узаконивать эту ситуацию, да еще в рамках так называемой «гуманной» программы, безнравственно и цинично. Что делать, чтобы животные не гибли и не попадали на улицу? Основную роль в решении проблемы бездомных животных должно играть правительство, которое обязано вводить комплекс хозяйственно-правовых мер, не допускающих перепроизводства животных. Для того чтобы повлиять на принятие решений правительства, аргументация должна лежать не в этическом, а в правовом поле. В России же возникла ситуация, когда некоторые из зоозащитников отождествляют защиту бездомных собак и кошек не с решением проблемы бездомных животных, а с защитой их права свободно обитать на улицах.

Есть ли у меня духовная жизнь?

Хожу в храм уже пять лет. Стараюсь молиться, исповедуюсь, причащаюсь. В православной литературе, которую я тоже стараюсь читать, часто пишут, что люди ведут духовную жизнь. А что это такое на самом деле, не очень понятно. Вот я и задумалась: а есть ли у меня духовная жизнь? Как это понять, посоветуйте.
Ира, г. Мытищи, 26 лет

Отвечает священник Борис ЛЕВШЕНКО, клирик храма святителя Николая в Кузнецах, завкафедрой догматического богословия ПСТГУ:

- Вспомните первую заповедь блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3). Нищие - не потому, что не имеют (такие люди называются бедными), но потому, что просят. Они не притворяются, но просто знают, что у них нет духовной жизни, и просят Бога им ее дать. А когда человек начинает замечать в себе духовную жизнь (например, считает себя прозорливым, видит будущее или грехи других людей), чаще всего это оказывается одержимостью. Духовная жизнь у него, действительно, есть, но он не понимает, что источник ее - не Бог, а темные силы. Те же, кто живет подлинной духовной жизнью, с Богом, видят свое несовершенство, но не духовный рост. Это как в полете: если нет воздушных ям и облака ровные, пассажирам кажется, что самолет стоит на месте. В духовной жизни человек тоже может стремительно лететь вперед и не замечать этого.

Если человек хочет стать нищим духом, то есть просить духа у Бога, хорошим духовным руководством для него может быть книга святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться».

У природы нет плохой погоды?

В последние годы зима в Москве какая-то неправильная, слишком теплая, малоснежная. Я заметил, что мы очень часто ругаем погоду: «Какая гадость на улице! Погода - просто ужас!» и т. п. При этом я где-то слышал, что так говорить - грех. Ведь погода послана Богом. Это правда?
Спасибо, Ф. Демьянов, Москва

Отвечает священник Григорий КОВАЛЕВ, клирик храма мучеников Флора и Лавра на Зацепе. В 1982 году окончил Московский лесотехнический институт, работал охотоведом под Магаданом на Охотском море:

Погода - сочетание природных явлений, плохо прослеживаемых материалистически (у нас в лесотехническом был курс метеорологии). А жалуемся мы всегда на кого-то. Так что вне религиозного контекста жалоба на погоду - бессмыслица. Ну, а верующему человеку, чтобы понять, грех ли это, уместно обратиться к другим языкам. Многие из них говорят о погоде так: «Он делает так-то», - например, по-французски «Il fait froi» - «Он делает холод» - в смысле «на улице холодно»; по-итальянски «Fa caldo» - «Он делает жарко» - в смысле «стоит жара» и т. д. То есть во все времена люди понимали погоду как Божие произведение. Сразу становится понятно, на Кого мы жалуемся, сетуя на погоду. И ответ на вопрос, грех ли это, тоже станет очевиден.

Парадоксально, но такой вопрос может возникнуть только у жителей мегаполиса. Когда я работал под Магаданом, мы, бывало, по полгода при свечах сидели. У нас были дизельные электростанции, а солярку не подвозили - самолеты не летали из-за непогоды, баржи не могли пройти через льды. Печку топили… рыбой, потому что дров там не напасешься. Никто не роптал. В экстремальных условиях люди мобилизуются, думают о том, как протянуть. А на погоду ропщут, когда сидят в тепле. В одном из рассказов Фазиль Искандер остроумно написал, что москвичи слушают погоду на завтра с таким интересом, как будто им завтра на охоту или на рыбалку идти.

Климат меняется, и меня тоже не радует, что мои сыновья не могут всю зиму кататься на лыжах, как катались мы в детстве. Но некоторые философы считают, что климат во многом повторяет психофизическое и нравственное состояние общества: учащаются стихии - значит, общество на грани стихийных потрясений, стабильно общество - стабилен и климат. Как и было при советской власти (стабильное общество - необязательно хорошее). Так же считали древние мудрецы. Мне возразят, что ничего такого нет у святых отцов. Но святые отцы вообще не писали о погоде, потому что это не духовный вопрос. Я не вижу в версии взаимосвязи стабильности общества и климата ничего противоречащего христианскому отношению к жизни. По грехам нашим и погода. Так что не жаловаться надо на нее, а стяжать дух мирен. Тогда, по словам преподобного Серафима, тысячи вокруг тебя спасутся, соответственно, изменится и общественный климат.

Как побороть «любимые» грехи?

Я часто унываю оттого, что всю жизнь исповедуюсь в одних и тех же грехах. Как победить такие грехи и что делать, чтобы не унывать, если все-таки они возвращаются?
Большое спасибо! Лидия Алексеевна

Отвечает священник Евгений ЛАЛЕНКОВ, клирик храма Святых Двенадцати Апостолов города Тулы, преподаватель факультета теологии Тульского государственного университета:

Человеку свойственно повторять грехи, в которых он неоднократно исповедовался. Повторяемость - отдельный грех. Христианская жизнь - непрерывная борьба с грехами, недаром святые отцы называли ее духовной бранью. А вот как конкретно бороться с «любимым» грехом, можно посоветовать только после беседы с человеком. Как можно ответить на страницах журнала или по интернету, не зная ни конкретного человека, ни о каком именно грехе идет речь? Также нельзя заочно ответить, как бороться с унынием. По внешним признакам уныние очень трудно отличить от депрессии, это только опытный духовник может при личной беседе с человеком. При депрессии человек нуждается не только в духовной, но и в медицинской помощи. Если же речь идет именно об унынии, то с ним надо бороться как с любым другим грехом. Но как врач не пропишет лекарство, не видя больного, так и священник не даст заочный совет по борьбе с унынием.

Как правило, когда люди повторяют одни и те же грехи, причины надо искать глубже, менять весь образ жизни. Бросить курить, к примеру, проще, если заняться спортом. Нездоровый образ жизни никак не стимулирует отказ от многолетней вредной привычки. Тем более необходимо изменить жизнь, когда речь идет о более серьезных, смертных грехах. Например, гневливость часто бывает наследственной, и немудрено, что многие раз за разом в ней исповедуются, а потом продолжают гневаться на домашних, сослуживцев, а некоторые - и на весь мир. Без благодати Божией избавиться от такого «наследства» невозможно, но и рассчитывать только на благодать, надеясь, что после десятой или двадцатой исповеди гнев сам по себе исчезнет, неправильно. Не исчезнет, если непрестанно не раздувать в своем сердце искру любви к себе и ближнему. Надо полюбить себя не как плотского человека, а как образ Божий. И дай Бог нам хотя бы к концу жизни обрести подобие Божие.

«Пием без сомнения святую воду!»

Говорят, святую воду можно пить только натощак? А почему же тогда в некоторых церквях стоят емкость с надписями «Святая вода», а рядом - чашечки и все желающие могут попить? И еще вопрос: сколько дней положено говеть перед причастием и за сколько часов нужно переставать есть перед причастием? Приходилось слышать разные мнения: 6 часов, 8 часов, с полуночи, с наступления темноты.
Спасибо, Петр, г. Калуга

Отвечает протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии:

Действительно, есть такой благочестивый обычай - утром съесть кусочек просфоры и выпить святой (крещенской или освященной на водосвятном молебне) воды. И я тоже, когда не служу литургию, утром съедаю кусочек, правда, не просфоры, а антидора и запиваю крещенской водой. Так меня научила старушка монахиня, когда я только пришел в Церковь 30 лет назад и стал алтарником в храме, при котором она жила и несла послушание. Однако съедать натощак просфорку со святой водой - это только благочестивый обычай, а не общецерковное правило и тем более не заповедь Божия. В «Типиконе» же в статье на праздник Крещения Господня прямо сказано: «Известно же бyди всем о святей воде, яко нецыи сyть отлучaюще себе от святыя воды вкушeния рaди, не добре творят, ибо благодaти рaди Божия дана бысть на освящение миру и всeй твaри… Очищении же от сих, пием без сомнения сию святую воду». То есть Церковь не запрещает пить святую, даже крещенскую воду в любое время и укоряет тех, кто считает, что пить святую воду не натощак нельзя. Как же правильно? По сложившейся традиции крещенскую воду обычно пьют натощак. Однако и в употреблении святой воды, и во всем подобном нужно руководствоваться послушанием. Если человек живет в монастыре, пусть слушается монастырское начальство. Если имеет духовного отца, пусть все делает с его благословения. В семье младшие пусть слушаются старших. А старшие, если они обязаны устанавливать правила, пусть делают это с рассуждением, с молитвой и - если нужно - с советом более опытных. И никто не должен никому навязывать своей воли и своих обычаев.

То же самое и по второму вопросу. Есть духовный отец - спроси у него. Только не беги сразу навязывать своим знакомым полученное благословение. Принадлежишь к какому-либо церковному сообществу (монастырь, приход, православная семья) - следуй действующим в нем правилам и обычаям и будь в мире. Некого послушаться - держись средней меры по своему разумению и моли Бога, чтобы Он сам все устроил и твои ошибки исправил. Главное - не сводить духовную жизнь к правилам и спорам о правилах, ведь «…Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17).

Русская православная церковь запретила в служении скандального протоиерея Владимира Головина из города Болгар. Теперь ему возбраняется читать проповеди, проводить встречи с паломниками и совершать еретические обряды. Во всей этой истории удивительно одно: почему так долго деятельность Головина оставалась без внимания священноначалия? Псевдостарец долгие годы действовал от имени православной церкви, умудрился привлечь к своей персоне множество сторонников..

Фекальная тематика

Главное место в своих проповедях протоиерей Головин любит отводить фекальной тематике и походам в туалет. Его очень волнуют эти стороны человеческого бытия. С особым удовольствием он начинает рассуждать на эти темы, когда удаётся собрать вокруг себя молодёжь.

«Духовный учитель» позволяет себе при детях смаковать туалетные подробности из земной жизни Спасителя, монахов называть «уродами», обсуждать женское нижнее белье, повествовать о подробностях собственной сексуальной жизни. Кроме того, батюшка открыто призывает прихожан смотреть порнофильмы.

Среди адептов Головина - актёр Антон Макарский и его супруга Виктория. Священник изобрёл так называемую соборную молитву по соглашению. Совершается она за определенную плату, причём за дополнительные капиталовложения обещается «усиление молитвы» в известных храмах и монастырях. А если нет денег - тогда, как говорится, нет любви. Никто не помолится.

Община «Спасская»

Головин решил открыть в себе мистические способности к исцелению. Паломники могут принять участие в его личном чине «духовного лечения». Для этого нужно приобрести специальную рубаху с дырками за 350 рублей, свечу за 50 рублей и заплатить за молебен 300 рублей. Итого - 700 рублей.

Священник накладывает руки на каждого адепта в нелепой рубахе и что-то бормочет. Так как священноначалие упорно не замечало деятельности Головина, он решил не останавливаться на достигнутом.

В пригороде Болгар отец Владимир построил себе скит и общину «Спасская». Как подчёркивает сам Головин, в скиту и общине будут жить те, «кто хочет жить действительно по-православному». Чтобы привлечь как можно больше людей, Головин публикует в интернете видеоролики с «проповедями».

Протоиерею долгое время не давали покоя древнеегипетские фараоны. Ведь когда они ещё были живы, многочисленные рабы строили для них величественные пирамиды-усыпальницы. Видимо, поэтому рядом со скитом вскоре появилась часовня Воскресения Господня. В нижней части часовни построена гробница персонально для отца Владимира. В интернете есть несколько фото с Головиным, который щеголяет рядом с будущей усыпальницей в подряснике леопардовой расцветки. Отдельные вопросы возникают к дизайнерам подрясника.

Конец прекрасной эпохи

Впервые широкая общественность узнала о выходках болгарского протоиерея в начале 2018 года. Протоиерей Александр Новопашин, относящийся к той же епархии, что и Головин, выступил с докладом на православных Рождественских образовательных чтениях в Москве. Тогда он рассказал всем собравшимся о нетрадиционном богословии отца Владимира.

То ли Головин мог хорошо делиться выручкой с начальством, то ли ещё по каким-то причинам, но реакция на обвинения в адрес Головина последовала не сразу. Лишь в конце марта была назначена богословская комиссия по расследованию скандальной деятельности протоиерея. Её учреждению предшествовали многочисленные статьи и публикации передовых сектоведов, призывавших немедленно разобраться с еретиком.

Наконец, 24 августа Головину сделали последнее китайское предупреждение. Штатному клирику Чистопольской епархии предписывалось к 1 сентября удалить все свои ролики с так называемыми проповедями. Помимо прочего, протоиерею приказали удалить несколько сайтов и пабликов и изменить информацию на сайте его прихода, отказаться от сомнительных обрядов.

Еретики не сдаются

В ответ Головин 31 августа обнародовал видео на своём YouTube-канале. Он обвинил патриархию в запугивании. И якобы он четыре года просился на покой, но всем так нравился, что его не отпускали. Протоиерей настаивает, что у него последователи по всему миру. На протяжении нескольких часов псевдостарец отстаивал свою правоту. Он также уличил всех обвинителей во лжи.

Головин даже пригрозил РПЦ расколом, если она не отступится. Однако ответственность возложил опять-таки на оппонентов. Всех несогласных, то есть, священноначалие, он сравнил с профессиональными киллерами и выставил себя затравленной жертвой. С особым удовольствием батюшка попытался выставить себя мучеником.

Реакция Церкви не заставила себя долго ждать. Протоиерей запрещён в служении с 3 сентября. Правда, сроком всего на три месяца. Ему по-прежнему оставляют возможность раскаяться и встать на путь истинный. Но Головин предпочитает развлекаться с адептами в новом скиту и готовиться к захоронению в собственной гробнице. Едва ли он откажется от своих идей и власти. Бог Кузя ведь не отказался.

16 апреля 2018 года, на 96 году жизни отошел ко Господу заштатный клирик Брянской епархии протоиерей Григорий Ковалев.

Григорий Степанович Ковалев родился 27 июня 1922 г. в с. Деремна Брянской области в семье крестьян. Во время Великой Отечественной войны помогал партизанам. По гражданской специальности был сапожником.

В 1976 году епископом Орловским и Брянским Глебом был рукоположен во диакона, и в августе того же года - во иерея.

После принятия священного сана служил настоятелем храмов в с. Хохловка, с. Деремна, с. Баклань Брянской области.

В 1980 г. был переведен в Сумскую епархию и служил настоятелем Вознесенского храма г. Коноток Сумской области, с 1981 г. - настоятелем Вознесенского храма с. Тростянец Сумской области.

В 1981 г. архиепископом Черниговским и Нежинским Антонием был награжден правом ношения набедренника и камилавки.

В 1982 г. снова перешел в Брянскую епархию и служил настоятелем Иоанно-Богословского храма в с. Чепово Погарского района Брянской области.

В 1985 г. был награжден наперсным крестом, а в 1988 г. архиепископом Орловским и Брянским Варфоломеем награжден саном протоиерея.

В 1986 г. епископом Орловским и Брянским Паисием награжден правом ношения палицы.

С 1998 г. служил в Свято-Никольской церкви с. Деремна Мглинского района.

В 2000 г. награжден крестом с украшениями.

По причине преклонного возраста и состояния здоровья был почислен за штат. Будучи заштатным священником, помогал совершать требоисполнения в храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери г.Брянска.

18 апреля 2018 г. в храме во имя Cвятителя Николая с. Деремна Мглинского района, на малой родине отца Григория, было совершено его отпевание. Чин возглавил протоиерей Димитрий Снегирев, благочинный Климовского церковного округа Клинцовской епархии. Его Высокопреподобию сослужили благочинный Почепского церковного округа протоиерей Ростислав Козак, духовенство Почепского и Мглинского благочиний Клинцовской епархии. Новопреставленный протоиерей Григорий был погребен на местном кладбище с. Деремна рядом со своей супругой.

Выражаем соболезнования родственникам усопшего, да упокоит Господь душу новопреставленного протоиерея Григория в селениях праведных, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная!

Вечная ему память!

Уже не за горами новогодние каникулы. С одной стороны, если не отдыхать, можно надорваться — примеров много. Но в отпуске мы неизбежно расслабляемся. Не греховно ли такое времяпрепровождение? Может. лучше поехать на это время в монастырь? В чем смысл отпуска? Как надо отдыхать православному? С этими вопросами редакция журнала «Нескучный сад» обратилась к клирику храма Флора и Лавра на Зацепе (Москва), духовнику воскресной школы священнику Григорию КОВАЛЕВУ.


СПРАВКА: Священник Григорий КОВАЛЕВ родился в 1959 году в Москве. В 1982 году окончил Московский лесотехнический институт. Работал охотоведом под Магаданом и в подмосковных заповедниках. В 1989 году рукоположен архиепископом Костромским и Галичским Александром. Служил в сельских храмах Костромской и Нижегородской епархий. С 1999 по 2001 год служил в храме Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском (Москва), с 2001 года — клирик храма мучеников Флора и Лавра на Зацепе (Москва). Духовник воскресной школы при храме. Мастер спорта по подводному плаванию. Отец четверых дочерей и троих сыновей.


— Отец Григорий, есть ли какой-то духовный смысл в отдыхе или это лишь снисхождение к нашей человеческой немощи?


— Как только Господь завершил творение мира, Он благословил отдых: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт., 2, 2-3). То есть с самого начала дал понять, что отдых человеку необходим. Так или иначе люди всегда периодически отдыхали от дел. В наше время, при совершенно невероятно ускорившемся темпе жизни, это тем более актуально. Ритм современной жизни, особенно в больших городах, изматывает человека морально, а высокая утомляемость — корень раздражительности, гнева, других страстей, мешающих не только работе, но вообще жизни. Просто не надо путать отдых с праздностью. Отдых — не ничегонеделание, но, в идеале, смена места и деятельности. Наоборот, современному городскому человеку, которому в будни не хватает движения, в отпуске необходима хоть какая-то активность. А уж разумную меру этой активности каждый определит себе сам. Одному полезны большие физические нагрузки, другому по возрасту и состоянию здоровья больше подходят умеренные.


Не могу сказать за всех, но у меня, как мне кажется, на отдыхе молитва усиливается. Меньше суеты, жизнь течет спокойней, размеренней, и ничто не отвлекает от молитвы.


— Согласны ли вы с распространенным мнением, что единственная подходящая для православного человека форма отдыха — паломничество?


— В сегодняшних формах коллективного паломничества я, честно говоря, не вижу духовной пользы. Нездоровое стремление масс паломничать вдоль и поперек привело к появлению термина «православный туризм». Я понимаю турагентства, ориентирующиеся на православный туризм — даже теперь, когда цены подскочили, он приносит им немалый доход. Но духовный смысл паломничества в таких массовых поездках размывается, забывается. Многие наивно думают, что в паломничестве им удастся отвлечься от мирской суеты, отрешиться от мира. Это утопия. Даже при поездке в дальний монастырь мы все равно находимся в системе группы, документации, руководителя, транспорта, проезжаем города и веси, делаем остановки. Да и между собой в дороге паломники много говорят, причем часто на совершенно светские темы, житейские.


Как правило, укрепленных в Православии людей в группах меньше половины, и свойственное этим поездкам изобилие празднословия ни им на пользу не идет, ни других, малоцерковных людей в вере не укрепляет, к церковной жизни не приближает. Многие в своем увлечении паломничеством начинают гнаться за количеством, соревноваться друг с другом: ты пять раз в этом монастыре был, а я десять, ты в трех источниках искупался, а я в пяти. А плоды? Идет совершенно бессмысленное коллекционирование «благодати». И ведь чаще всего сначала купят путевки, договорятся на работе об отпуске, и буквально за день-два до отъезда приходят за благословением. Куда деваться, благословляю. Но смысла в таких паломничествах не вижу. Съездить в святые места, помолиться на монастырской службе полезно. Но лучше ехать не группой, а с семьей или одному (но только не в ущерб миру в семье). Это уже зависит от того, оба ли супруга воцерковлены. Или небольшой группой из одного прихода под руководством священника. И даже такое паломничество я бы не назвал отдыхом, даже если совершается оно во время отпуска. Вот на Афоне я был, это, на мой взгляд, действительно, разумное сочетание полноценного отдыха и напряженной духовной жизни. Там приходится и много двигаться (часто из монастыря в монастырь пешком ходят), кругом красивая природа, море, масса новых впечатлений, и одновременно ты втягиваешься в монастырский график с его строгим распорядком, длинными службами. Более довольных людей после отдыха, чем афонские паломники (и священники, и миряне), я не встречал. И сам испытывал похожие ощущения.


Но Афон тем и замечателен, что ты там никому не интересен. Тебя приняли, поселили, объяснили, где трапезная, когда служба, дальше ты волен делать все, что угодно. Ты даже можешь уйти на несколько дней, и это не вызовет нареканий. Но это Греция, у них другие традиции, больше уважения к человеческой свободе. А в наших монастырях паломникам обязательно дают послушание.


— Что же в этом плохого? Некоторые священники даже рекомендуют пожить в отпуске в монастыре трудником.


— Это совсем другое дело. Трудник действительно на какое-то время отрывается от городской суеты, много работает физически, часто на свежем воздухе. Хоть и с натяжкой, но трудничество можно назвать отдыхом. С натяжкой, потому что далеко не всем такой отдых подходит. Во-первых, нужен запас времени. Недели для трудничества мало, нужно хотя бы две. Это в любом монастыре вам скажут. Позволяет ли здоровье, не против ли домашние? Много нюансов, поэтому я считаю, что трудником можно ехать только по благословению духовника. Не такому «благословению», как перед паломничеством берут, а настоящему: сначала посоветоваться, взвесить вместе все «за» и «против», а потом уже строить планы на отпуск.


Трудничество — свободный выбор. Замечательно, если паломник, живя в монастыре несколько дней, захочет помочь на кухне или по хозяйству. На Афоне такая возможность тоже есть. Но там тебе только один раз в самом начале скажут, что есть такая возможность, и больше никто приставать не будет. А у нас в монастырях чаще всего «предлагают» поработать так, что не откажешься. Выбора не оставляют. Думаю, это скорее советская традиция, чем христианская.


— Что вообще допустимо для христианина на отдыхе? Спорт, легкое чтение, дискотеки, поездки по миру?


— На отдыхе, как и в повседневной жизни, надо руководствоваться словами апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор., 6, 12). Разумная физическая активность в принципе полезна, а человеку городскому, мало двигающемуся, просто необходима. Когда я служил в селе, мне в голову не приходило даже зарядку делать. Хотя хозяйства большого у нас не было, в обычной повседневной работе по дому нагрузок хватало: воды принести, дров наколоть, что-то прибить, починить. В городе мы целыми днями без движения, в идеале хорошо бы находить время для физических упражнений не только в отпуске. А уж в отпуске плавание, греблю, водные лыжи, футбол, волейбол, бадминтон можно только приветствовать. Или, если зимой, лыжные прогулки по лесу, горные лыжи. Многие любят отдыхать в деревне или на даче. Я их понимаю. Кстати, уже четвертый Патриарх подряд оказывается у нас активным любителем собирать грибы.


Если есть возможность съездить посмотреть мир, почему бы нет? Это расширяет кругозор. Чего не скажешь о легком чтении. Легкая литература точно неполезна, она возбуждает в человеке дух праздности, а на отдыхе этому сама обстановка соответствует. Но если человек всегда читает такие книги, вряд ли он в отпуске изменит своей привычке. Это уже не привычка, а страсть.


Также ничего хорошего нет в современных танцах. Во-первых, они совсем не целомудренны, во-вторых, музыка, играющая на дискотеках, вредна для здоровья. Сколько децибел обрушивается там на наши уши! Это небезопасно и для нервной системы, и для слуха, развивает агрессию. Любой врач вам это скажет.


— Но хоть как-то можно в отпуске расслабиться или само такое желание греховно?


— Если человек заранее настроит себя на расслабление, велика вероятность, что он, как один из вариантов, просто начнет непрерывно прикладываться к бутылке. А оправдание всегда найдется: один летать на самолете боится, другой плохо засыпает на новом месте, третьему просто «необходимо» стресс снять. И пошло-поехало. То есть греховно не само желание, а последствия, к которым оно, скорее всего, приведет. Вообще не надо ставить каких-то специальных задач перед отпуском. Отрешиться на время от суеты, от житейских забот можно и нужно. Но как только ты начнешь себя на что-то настраивать, отдыху конец. Ничего не получится. А мы не только настраиваем, но еще и сообщаем о своих планах всем подряд: соседям, сослуживцам, попутчикам. Зачем? Никого не интересуют наши предпочтения мест отдыха, досуга. Надо жить без деклараций, в тишине, в тайне. Научимся так жить, придет и сердечная молитва, мы сможем осознанно попросить Господа о душевном мире. Тогда есть надежда, что мы действительно отдохнем, восстановим силы. А настрои, декларации — это пустое.


— Есть люди, которые прямо говорят, что не умеют отдыхать, не знают, чем заняться в отпуске. Вам часто приходилось такое слышать?


— Очень часто. Чуть ли не каждый третий так говорит, но в большинстве случаев это поза. Да «забудьте» вы мобильный телефон дома, и через день-другой будете прекрасно себя чувствовать в отпуске. Но никто не забывает, не хотят. Людей же, которые действительно не умеют отдыхать, не знают в жизни ничего, кроме работы, не так много.


Мне кажется, не надо им себя насиловать, переделывать, лучше просто найти активное хобби; например, что-то мастерить на досуге. От свободного времени все равно не убежишь, так пусть человек, если не может без работы, меняет вид деятельности. Смена деятельности — тоже отдых, но одновременно он и без работы сидеть не будет. Мне кажется, для трудоголиков это оптимальный вариант.


— Некоторые супруги детей отправляют к бабушке или в лагерь, а отдыхать едут вдвоем. Правильно ли это или все же отдыхать нужно всей семьей?


— Опять обратимся к апостолу Павлу. Подросток должен привыкать к хотя бы периодическим отрывам от семьи, к жизни в коллективе. Конечно, лагерь лагерю рознь. Я четверых младших детей отправлял в лагерь «Большое приключение», который уже много лет проводят в Карелии известные путешественники Дмитрий и Матвей Шпаро. К сожалению, когда мы о нем узнали, трое старших уже выросли. Там дети живут в палатках, ходят в серьезные походы под руководством опытных инструкторов. Мои приезжали оттуда повзрослевшими, возмужавшими. Когда дисциплина и большие физические нагрузки, на глупости не остается ни времени, ни сил. Прекрасный палаточный лагерь с середины 90-х проводит в Нижегородской области мой друг отец Михаил Резин. Они в походы не ходят, живут на одном месте, но тоже сами заготавливают дрова, носят воду, помогают готовить еду. В лагере все время проходят интересные мероприятия. Детьми занимаются. А туда, где праздность, детей посылать не следует. Таких лагерей, к сожалению, сегодня немало. Вожатые расценивают поездку туда в том числе и как отпуск для себя, дети предоставлены сами себе, естественно, ничему хорошему они там не научатся. Но хороший лагерь, где дисциплина, много спорта и активных общих дел, пойдет ребенку только на пользу. И ничего плохого нет, если и родители в это время где-то отдохнут вдвоем, наберутся сил на год вперед.


И в поездке ребенка к бабушке нет ничего плохого. Проблема в том, что многие родители под предлогом своей занятости с малых лет полностью сваливают ребенка на бабушку, сами им вообще не занимаются. Плоды такого воспитания проявляют себя быстро, и они печальны. Но если родители весь год занимаются ребенком, учат его уважению к старшим, почему бы на каникулы не отправить его с бабушкой в деревню или на дачу? Бабушка — тоже близкая родственница!


— А могут ли супруги отдыхать врозь, отдельно?


— Этот вопрос супруги должны решать сами. Если по обоюдному согласию, почему бы нет? Греха я не вижу. Люди все разные, на чьих-то взаимоотношениях такая краткая разлука может сказаться благотворно. Бывают и объективные причины — время напряженное, не всегда удается мужу и жене уйти в отпуск одновременно. На Афон жену не возьмешь. Правда, там, рядом с полуостровом, есть светская зона отдыха. Причем близость монастыря сказывается — нет там курортной вольности, построже как-то все. Вот моя матушка оставалась в этой зоне со своей подругой, а я несколько дней провел в монастыре.


— Вообще отдых священника отличается от отдыха мирянина? От чего больше всего устают священники?


— Физически, безусловно, от долгого стояния. Недаром у священников так распространены венозные болезни ног. А морально, наверное, от однообразия действий. Это касается, прежде всего, исповеди, треб. Особенно в городах, где приходится исповедовать долго, на требы ездить часто. За год усталость накапливается. И, если говорить о семейных священниках, невозможность нормально отдохнуть с семьей. Для нас суббота-воскресенье — самые напряженные дни, в будни же мы иногда бываем свободны, но тогда домашние работают или учатся. Для семейного священника отпуск — едва ли не единственное время для нормального отдыха с семьей.


А чем отличается отдых священника? Я люблю съездить с семьей к морю, там много ныряю, отдаю дань прошлому — в молодости серьезно подводным плаванием занимался. Чаще всего под Анапу, есть у меня там любимое место. Приезжаем с палаткой. Но был и на цивилизованных курортах и там несколько раз невольно наблюдал, как семьи священников (видно было, что это они) по полдня искали место, где их никто не увидит, сооружали какие-то простынные ограждения, выскакивали оттуда в море и тут же обратно. Странная картина, бросающаяся в глаза. Ну можно же найти место немноголюдное, спокойно отдохнуть с семьей, искупаться, не привлекая к себе внимание.


Знаю, что очень многие священники любят рыбалку. Это едва ли не самый популярный отдых у современных отцов. В общем, нормально отдыхаем, по-человечески!


— Вы еще раз напомнили, что у священников на неделе бывают свободные дни. У работающих на пятидневке мирян таких дней нет, и в результате возникает проблема отдыха не в отпуске, а в течение всего года. В субботу всенощная, в воскресенье литургия. Получается, что у православных нет выходных. Как быть?


— Очень сложный вопрос. Я сам часто сочувствую мирянам. Наверное, для них допустимо иногда пропустить вечернюю службу, что многие и делают. Мы не можем запрещать причащаться только из-за пропуска всенощной. Некоторые и на литургии не каждое воскресенье бывают. Формально это нарушение четвертой заповеди, но все зависит от причин. Господь видит сердце человека. Начнет человек расслабляться внутренне, говорить себе, что раз он так тяжело и много работает, ему достаточно в храм раз в месяц (два, три, полгода, год) прийти, станет ходить все реже и реже, если вообще не уйдет из Церкви. Надо стремиться к регулярному посещению храма, воскресной службы, но не как к формальному выполнению закона. В сердце должен быть Бог. Молиться не забывайте.


А не успевают отдохнуть и сделать домашние дела не только православные. Проблема современного человека в неумении остановиться, сбавить темп. Наступил вечер пятницы, надо, говоря автомобильным языком, переходить на вторую скорость. А мы не умеем, и все выходные у нас проходят на той же пятой скорости. В итоге в понедельник никакого ощущения отдыха нет, в голове кавардак, всех дел все равно не переделали, и никакой перспективы. В следующие выходные все повторяется. Единственный выход из этого тупика — учиться снижать скорость.


Беседовал Леонид Виноградов


Милосердие.ру / Нескучный сад

Просмотров